* Планы Кремля создать «русский CNN» — под огнем критики

    * Кризис в ЕС невыгоден Москве

    * Европейские аристократы и «русский экстрим»

Лучше поздно, чем никогда»

«Появление англоязычного телеканала Russia Today (своего рода «русского CNN»), безусловно, хорошая новость», — пишет в «Известиях» Эдуард Лозанский, президент Американского университета в Москве, и добавляет: «Россия опоздала с этим проектом лет на 15, но лучше поздно, чем никогда».

«Если основное финансирование будет из госбюджета, доверие к подаваемой информации будет невелико», — сразу же оговаривается автор материала.

Говоря о предназначении канала «изменить существующий ныне, прямо скажем, плачевный имидж страны», Лозанский указывает, что «той же цели можно достичь и менее дорогостоящими методами; совершенно непонятно, почему они не используются».

«Анализируя статьи и передачи западных СМИ о России, поражаешься беспомощности Кремля на поле пиаровских баталий, — продолжает Лозанский. — Мы привыкли слышать: российские политтехнологи потрясающе эффективны и могут взвинтить в поднебесье рейтинг кандидата на любую выборную должность. Можно лишь удивляться отсутствию их активности на западном направлении. Имидж современной России в Америке и Европе недалеко ушел от почившей «империи зла» или Северной Кореи, а сравнение президента Путина с Муссолини — из наиболее мягких в прессе».

«Где же результаты работы тех, кто по долгу службы или велению сердца должен нейтрализовать поток негативной информации, более того, побеждать в информационной войне? — спрашивает автор материала. — Почему не видно их статей в западной прессе, выступлений на радио и ТВ, на слушаниях в комитетах конгресса? Что это — профнепригодность или отсутствие заказа? Мы часто слышим жалобы из Москвы на необъективность западных СМИ, двойные стандарты. Но, чтобы изменить ситуацию, надо не жаловаться, а работать».

Почти одновременно стало известно о переговорах газпромовского медиахолдинга о покупке «Известий» и о создании телеканала «Russia Today» для вещания на англоязычный мир, замечают «Ведомости».

«Мало кто сомневается в том, что «Известия» приобретаются, чтобы превратиться в надежный инструмент пропаганды внутри страны, а канал создается как инструмент для пропаганды внешней», — комментирует эти два события газета.

А «Новые Известия» сообщают, что на следующий день после презентации нового англоязычного телеканала «Russia Today», на развитие которого будет выделено в этом году 30 млн. долларов, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил на заседании Госдумы, что Первый канал может в любой момент прекратить вещание на территории России. Причина этого — катастрофическое состояние аппаратуры, которая используется вещателем для распространения сигнала.

«Вместо того чтобы выделять 30 млн. долларов на пустую затею, лучше бы эти деньги потратить на перевооружение спутниковой связи, — цитирует газета секретаря Союза журналистов России Михаила Федотова. — Ведь очевидно, что новый канал «Russia Today» не сможет ничего добавить к имиджу России. На имидж страны в первую очередь оказывает влияние уровень жизни ее граждан».

«А там нас ждут?»

«Кризис в ЕС невыгоден Москве», — заявляет политолог Алексей Громыко на страницах «Независимой газеты».

«Казалось бы, интересы России напрямую не затронуты раздраем в ЕС, и нам нет дела до того, чем все закончится, будет ли продолжен процесс ратификации Евроконституции, пойдут ли Франция и Голландия на повторное голосование и т.п. Нет недостатка и в злорадствующих, ведь между Брюсселем и Москвой противоречий достаточно. Однако по большому счету России, которая провозгласила себя европейской страной, невыгоден кризис в ЕС, который является нашим основным торговым и по нарастающей политическим партнером», — считает политолог.

«Чем сильнее координирующие экономические и политические органы ЕС, тем легче России будет решать проблемы в отношениях с организацией в целом и с отдельными ее членами. ЕС станет более предсказуемым, надежным и прозрачным партнером. У России повысится возможность маневрирования между мировыми центрами силы. Входящие в Евросоюз страны, особенно новички, будут вынуждены прилежнее следовать системе ценностей объединяющейся Европы, включая соблюдение прав меньшинств, что крайне важно с точки зрения защиты прав русскоязычного меньшинства на пространстве бывшего СССР», — излагает свои соображения Громыко.

«Чем же так недовольны граждане Запада, что даже конституции расхотелось, хотя еще год тому назад к ней тяготело явное большинство?» — спрашивает «Российская газета».

«В расширенном Европейском союзе бегство капиталов на вдруг открывшуюся восточную «окраину» приняло небывалые размеры, — констатирует газета. — Разумеется, капиталы и раньше ходили сюда в разведку, на свой страх и риск, но теперь они хлынули под эгидой и покровительством ЕС. Евросоюз их туда не гонит, просто он закрывает глаза на то, какие приманки создают новые «союзники» Европы для бегства предприятий с запада на восток».

«Здесь разгорелось настоящее соревнование за привлечение инвестиций любой ценой и даже без цены», — указывает газета и приводит факты: Если ставка налога на прибыль в зоне евро составляет в среднем 33 процента, то Польша и Словакия уже опустили ее до 19 процентов, Венгрия до 16, а Эстония… до ноля.

«В центре дискуссии, которая все полвека сопровождает большую европейскую стройку, был и остается вопрос, для кого Европа строится — для капиталов или для граждан, — продолжает «Российская газета». — Ответ всегда давался один — «для граждан», а подозрение всегда оставалось — «для капиталов». Сегодня это подозрение окрепло. В спорах о Европейской конституции отчетливо звучит новый геополитический подтекст: используя социальные условия на Востоке как рычаг для резкого снижения заработных плат рабочих в западных странах, провоцируют противостояние европейцев — западных и восточных».

«Как же легко новые лидеры восточноевропейских стран дают обещания на шумных митингах своих сторонников — решено, идем в Европу! — восклицает газета. — А там нас ждут? Если ждут, то когда? И спросить бы об этом не только у директоров кочующих филиалов мировых концернов, не только у министров Европейского союза, но прежде всего у рабочих, чьи предприятия уехали в Польшу, Венгрию, Украину.»

Российские дороги и оптимизм граждан

«Газета» пишет о европейских аристократах, принимающих участие в шестинедельном благотворительном мотопробеге по 24 городам России «Ралли белых ночей». Девять отважных путешественников, стартовав 2 мая во Владивостоке, не просто проехали на мотоциклах через всю Россию, но и собрали средства для больных российских детей, сообщает газета и подводит итог мотопробега для «лордов-байкеров»: «Больше всего аристократических путешественников в России поразили дороги и оптимизм граждан».

Европейские аристократы приобщились к российской действительности «по полной программе». Они самостоятельно разжигали костры, готовили еду и мыли посуду. Однако поразило аристократов другое. «Я никогда не видел таких грязных и размытых дорог!» — с этой фразы начинал свой рассказ каждый из опрошенных «Газетой» путешественников. «Впрочем, без риска, связанного с ужасным состоянием российских трасс в глубинке, мы бы никогда не узнали, что такое настоящий экстремальный туризм», — добавляли они.

Следующим по сложности для участников пробега оказалась полная непредсказуемость придорожного сервиса. «Я часто организую ралли по Южной Америке, — рассказал «Газете» Кевин Сандерс, занесенный за самое быстрое кругосветное путешествие на мотоцикле в Книгу рекордов Гиннеса. — Но в России все гораздо круче. Ты едешь по грязной дороге, в облаке пыли, и понимаешь, что бензоколонка, кафе, туалет и гостиница находятся на неопределенном расстоянии. Когда же ты добираешься до гостиницы, вдруг выясняется, что там нет горячей воды, а кровать напоминает гамак. Это сильно».

Несмотря на все пережитое, член палаты лордов Великобритании Николас Фейрфакс уверен, что в России люди в чем-то живут лучше, чем в его стране.

«В России люди больше общаются, больше заботятся друг о друге, — считает он. — У нас люди больше уповают на государство, а не друг на друга».

Рона Пайпа потряс оптимизм русских, которые легко находят выход из самой сложной ситуации. «Мы приехали во Владивосток, откуда через несколько дней должны были отправиться в долгий путь, но оказалось, что нам не хватает как минимум двух автомобилей и переводчика, — рассказывает он. — Мы были в отчаянии. Но русские партнеры представили нас жителям Владивостока, которые согласились нас сопровождать, заниматься организационными вопросами, предоставить автомобили и вообще решить все наши проблемы. И все это за несколько дней. У нас бы на подготовку такого проекта ушли месяцы».

Хотя завершится ралли только 12 июня в Санкт-Петербурге, директор российского благотворительного фонда «Династия» Елена Чернышкова рассказала «Газете», что с его участниками уже ведутся переговоры о повторении этого опыта — возможно, по северным областям России, где вообще нет дорог.

Обзор подготовила Ирина Розенбранд, Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 09 июня 2005 г., 01:22 GMT 05:22 MCK

Би-би-си

*