Следствие решает трупные вопросы. Почему четыре мертвеца пролежали в московской квартире несколько лет?
В эту дикую историю до сих пор отказываются верить и сотрудники милиции, и следователи, и простые граждане. В обычной квартире пятиэтажки на рабочей окраине Москвы найдены сразу четверо покойников. Случай и сам по себе чрезвычайный, но поражает даже не числом погибших, а временем их смерти. По оценкам экспертов, трупы пролежали в комнатах минимум полтора года. Специалисты спорят: что же могло случиться с семьей Комаровых-Ивкиных. Как так произошло, что супруги-пенсионеры Тимофей Семенович и Анна Петровна, их дочь Алла Тимофеевна и внучка Аня ушли из жизни вместе? И почему их так долго никто не хватился?
Ответы на эти вопросы попытался найти “МК”.
Началось все с мелкого ремонта. В начале недели на стенах подъезда дома 21а по улице Артюхиной появились объявления о замене газовых труб. Ремонтники собирались за один день установить новые коммуникации и пустить по ним “голубое топливо”. В связи с этим рабочие настоятельно просили жильцов остаться дома, чтобы сотрудники ЖКХ могли зайти в помещения. Все хозяева согласились дождаться коммунальщиков. Не отреагировала на просьбу только 28-я квартира на 4-м этаже…
— Мы звонили, стучали, даже кричали — все без толку, — рассказывали позже коммунальщики.
Соседям устроили допрос с пристрастием. Всезнающие москвичи на сей раз были скупы на показания — в один голос утверждали, что в 28-й квартире живет очень странная семья. “Вы их лучше не тревожьте без нужды”, — отговаривали граждане. Но поскольку ремонт должен был состояться, что называется, “при любой погоде” (иначе весь дом остался бы без газа), рабочие вызвали милиционеров и стали ломать дверь.
Деревянная конструкция поддалась не сразу. Несколько минут плотники, кряхтя, отжимали дверь металлическими рычагами, и наконец та с протестующим треском отворилась. Визитеры прошли по узенькому коридору мимо ванной, заваленной какой-то рухлядью, и вошли в комнату. От увиденного у гостей застыла кровь в жилах. На кровати лежало высохшее тело в зеленом сарафане с длинными седыми волосами на голове! В первый момент присутствующих не покидало ощущение, что человек еще жив — настолько свободно и как-то даже уютно примостилось тело на тахте.
В соседних помещениях оторопевшие стражи порядка нашли еще три мумифицированных трупа: мужчину в маленькой комнате и двух женщин на кухне.
Визитеры поспешили ретироваться. “Нас испугали даже не останки, а антураж”, — признались опера. Как будто все происходящее являлось частью какого-то таинства, ритуала, интимность которого нарушили гости. В помещении царил порядок, повсюду висели ковры, множество икон, и казалось, что под ногами находится не пол жилого дома, а плиты гробницы, которую кто-то готовил, чтобы обрести достойную смерть.
Кто же был захоронен в квартире-склепе? Об этом сыщики говорят очень осторожно, поскольку едва ли кто-нибудь сможет визуально опознать ссохшиеся тела. По предварительным данным, погибли 93-летний Тимофей Комаров, его супруга Анна 91 года от роду, их 63-летняя дочь Алла Ивкина и внучка Анна 34 лет от роду. “Тимофей Семенович в войну служил на флоте шифровальщиком”, — вспоминают соседи. Его жена тоже занималась шифрованием: вероятно, это и сблизило молодых в ту пору людей. После окончания войны Комаров работал в штабе ВМФ, потом вышел на пенсию. У них родилась дочь, затем появилась внучка. Правда, от кого родила Алла, никто не знает.
— А пропадать они стали по одному, — вспоминают соседи Комаровых. — Первой исчезла бабушка. Потом на улице перестал появляться дед. Мы, конечно, спрашивали, что случилось, но Алла Тимофеевна отвечала, что отвезла отца в деревню в Латвию.
С пропажей Анны вышло еще проще. Ее мама уверяла, что дочку отвезли в монастырь. И это не насторожило соседей: все знали, что семейство Комаровых-Ивкиных очень религиозное.
А последний раз Аллу видели около полутора лет назад. Женщина вела себя очень странно. Например, на вопрос “как поживаете?” ответила загадочно: “Да мы все мертвые давно. И мы, и Киркоров, и Пугачева…”. Звезды нашей эстрады здесь, очевидно, ни при чем. А вот первая часть фразы заставляет крепко задуматься.
Главный вопрос, который мучает экспертов: как умирала эта семья? Окна в помещении заперты, порядок в комнатах (и беспорядок в ванной) не нарушен, из ценностей вроде бы ничего не пропало. Дело возбуждено по статье УК “Убийство” скорее “по техническим причинам” — так проще проводить следственные мероприятия. Эксперты уже выяснили, что Комаровы-Ивкины умирали по очереди, с интервалом в несколько лет. И первым, где-то 5 лет назад, скончался дед Тимофей. Но отчего? Может, причина кроется в помешательстве одного из погибших, например Аллы, который одного за другим лишил жизни своих родственников. Среди гипотез не последнее место занимает версия о возможном отравлении людей (с места преступления изъяты две бутылки с веществом темного цвета). Наконец, возможно, что все четверо умерли своей смертью, но хоронить друг друга родственники не стали.
А нас больше волновал другой вопрос. Как получилось, что в огромном городе вдруг ни с того ни с сего в джунглях собственной квартиры смогли пропасть четыре взрослых человека? И никому — ни чиновникам, ни жильцам — не пришло в голову поинтересоваться судьбой странной семьи? Впрочем, на эти вопросы жильцы пятиэтажки отвечают уверенно.
— А что, нам больше всех надо? Трупный запах? Да у нас в подъезде всегда воняет так, что окна почти не закрывают.
Безупречная отговорка и у муниципальных служащих. Погибшие не платили за квартиру с апреля 2003 года? У нас до всех неплательщиков руки не доходят. Пенсию никто не получал? Ну и что, она на депозит начислялась.
Формально они правы. А фактически от всей этой истории просто жутко.
“МК” просит всех, кто близко знал семью Комаровых-Ивкиных и может что-то сообщить о них, позвонить по тел. 253-21-06. Вероятно, ваша информация поможет пролить свет на причины трагедии.
СПРАВКА «МК»
Мумии в московских квартирах
Декабрь 1999 г. — в комнате коммунальной квартиры в Шмитовском проезде обнаружены останки мужчины, умершего 5 лет назад.
Апрель 2001 г. — в квартире на улице Коненкова обнаружен мумифицированный труп 76-летней женщины, со времени смерти которой прошло почти 8 лет.
Июнь 2001 г. — в квартире в1-м Красногвардейском проезде под кучей хлама обнаружена мумия 80-летней женщины, пропавшей 7 лет назад и находившейся в розыске.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
Почему трупы не нашли раньше? И удастся ли вообще когда-нибудь узнать причину смерти семьи Комаровых? Отвечают наши эксперты.
Вадим МИЛОВ, один из ведущих московских специалистов в области бальзамирования, бывший научный сотрудник Института биологических структур:
— Для того чтобы труп превратился в мумию, вполне достаточно срока даже меньше двух лет. Главное, чтобы были соблюдены по крайней мере два условия: помещение должно быть хорошо проветриваемое и сухое, а тело — достаточно истощенным. Лучше и быстрее всего тела мумифицируются на чердаке. Что касается этого случая, то, очевидно, в квартире очень низкая влажность. Однако я полагаю, что все равно в телах шли процессы гниения. Первые несколько недель амбре было сильным, но если двери плотные, то соседи могли ничего и не почувствовать. Ну а позднее запахов уже никаких просто не было. Могу сказать, что эти люди наверняка были сильно истощены. А чем худее человек, тем быстрее идет процесс мумификации. Известны случаи, когда йоги долгими постами и медитациями доводили себя до сильного истощения, и после их смерти тела превращались в мумии за очень быстрое время даже в условиях сильной жары.
Виктор СТРОЧКО, заведующий одним из отделений Бюро судмедэкспертизы Москвы, эксперт высшей категории:
— Даже несмотря на то что тела в таком состоянии, судмедэксперты без труда могут узнать, были ли механические повреждения костей, жизненно важных органов, наносили ли им удары и какими предметами. Если этих людей отравили, все зависит от того, чем именно. Большое значение имеет, как долго люди принимали яд. В случае если их травили маленькими дозами в течение месяца или года, то останки вещества легко обнаружить с помощью спектрального анализа волос, ногтей. Труднее будет распознать вид яда, если это было разовое отравление. Обязательно нужно будет исследовать место, где они лежали (кровать или пол). Во время разложения токсические вещества наверняка туда попали.
Московский Комсомолец
от 09.06.2005
Георгий ВОРОНКОВ, Ева МЕРКАЧЕВА.
***