«Самарские известия» выяснили, что вопреки требованиям безопасности и элементарной логики, многие стратегические объекты Самары не оснащены резервными электрогенераторами.

Генеральная прокуратура РФ до сих пор занимается выяснением обстоятельств энергокризиса, произошедшего 25 мая из-за аварии на подстанции Чагино.

Но уже сейчас очевидно, что к таким проблемам Москва была не готова. В большинстве больниц богатейшей Московской области не оказалось положенных на случай аварии резервных электростанций. Медицинскому персоналу иногда приходилось вживую заменять аппараты искусственного дыхания. Не готов был к чрезвычайной ситуации и такой стратегический объект, как водоканал. При этом интересно, что еще с советских времен существует требование, чтобы все особо важные объекты, и естественно больницы, имели резервные источники энергоснабжения. Только при их наличии больницы могли приниматься в эксплуатацию и получали право работать. Однако сейчас вдруг обнаружилось, что все эти аварийные генераторы загадочным образом растворились в воздухе. Или просто рассыпались в пыль от старости.

А ведь не исключено, что московская ситуация повторится в любом другом регионе нашей страны, и даже в таком благополучном, как Самарская область. Понятно, что в «Самараэнерго» сейчас анализируется вся поступающая от московских энергетиков информация. И, естественно, будет сделано все, чтобы избежать повторения московских событий, но ведь 100% гарантии в природе просто не существует.

— По нашей информации, из всех больниц города автономными источниками питания обладают лишь четыре лечебных заведения: ОКБ им. Калинина, больница им. Пирогова, Офтальмологическая клиническая больница им. Брошевского и Самарский областной кардиологи¬ческий центр, — рассказал «СИ» главный специалист Главного управления ГО и ЧС по Самарской области Тимофей Захарченко. — Эти автономные источники питания представляют собой аккумуляторы и способны обеспечивать электричеством только операционные на протяжении 5-6 часов.

Все дело в том, что, с одной стороны, больницы должны иметь автономные источники электропитания, а с другой — не обязаны. Просто не существует сейчас закона или постановления, регламентирующего этот вопрос. Выходит, решение в каждом конкретном случае принимает администрация того или иного учреждения. А в условиях нехватки средств это решение лежит на поверхности. Выигрывает, естественно, старая русская пословица: «Пока гром не грянет…» — ну дальше вы знаете. Тем более что пока гром не грянет, так и спросу нет ни с кого.

— Наша больница питается от центральной трансформаторной подстанции, — говорит Владимир Чудин, представитель больницы им. Брошевского. — Электроэнергия поступает по одной линии. Если она выходит из строя, то мы переключаемся на запасную. Если же и она выйдет из строя, то электричество останется только в операционном блоке, за счет аккумуляторов. Все остальные помещения останутся без света. Мы не против установить дизельную или мазутную электростанцию, но на это потребуются колоссальные затраты. Что касается работы самарского водоканала, то это, похоже, тайна, покрытая мраком, т.к. объект стратегический и информация о наличии автономных источников питания   является секретной и огласке не подлежит.

— Если в Самаре вдруг повторится московский сценарий, то остается надеяться только на военных, — говорит Тимофей Захарченко. — Они обеспечат жизненно важные объекты передвижными электростанциями.

А вот как нам прокомментировал ситуацию заместитель министра здравоохранения Самарской области Владимир Кудинов:

— У нас в области 31 лечебное учреждение имеет резервные энергоустановки Вообще в губернии много лечебных учреждений, но если вести речь о стационарах, где есть койки с больными, то их 86. То есть каждое третье лечебное учреждение, даже больше, в случае энергетического кризиса или чрезвычайной ситуации будет работать в обычном режиме. Сейчас современные больницы не принимают¬я без подобных автономных энергоустановок. Так, в новом Онкологическом центре будет свой энергетический блок, в случае ЧС наше медицинское учреждение будет обеспечивать электроэнергией не только Онкоцентр, но и близлежащий микрорайон. А те больницы, которые построены 100 лет назад, например больница Красного Креста, естественно, не имеют резервных энергоустановок. Но я вам скажу, что ни в одной области, даже в Московской, нет 100% обеспечения лечебных учреждений энергоустановками. Мы эту проблему у себя обозначили еще задолго до недавнего энергетического кризиса. Сейчас готовим материалы, предложения в правительство Самарской области. Надеемся, что в случае чрезвычайной ситуации наши больные не пострадают».

Таким образом, можно подытожить, что у нас появился еще один повод вести здоровый образ жизни. Уж очень пугает перспектива оказаться в больнице, которая абсолютно не защищена от возможного энергетического кризиса. И пока власти не решили эту проблему, будем надеяться на надежность работы «Самараэнерго».

Владимир РЯБИНИН. Анна ШЕПЕЛЕВА

«Самарские известия» № 102 (4598) от 8.06.2005.

*