Сегодня — День социального работника. Вряд ли его будут отмечать с таким размахом, как День ВДВ или День учителя. Государство вообще не особо-то замечает тех, кто каждый день помогает самым беспомощным — инвалидам, старикам, многодетным семьям. Поэтому настроение у столичных соцработников не радостное.

Фото Артёма Макеева

Сейчас в Москве — полторы сотни центров социального обслуживания. В них как раз и работают люди, ухаживающие за стариками.

    — Рядовой работник, который ходит по домам, получает 3 тысячи рублей, а я по должности — 4600. Это вместе с “лужковской” надбавкой, а так еще меньше было, — рассказала “МК” Наталья Мальцева, завотделением Центра социальной помощи семье и детям. — Мне положено иметь в подчинении 8 человек, а у меня только двое. Куда идут деньги, полагающиеся на остальных шестерых, — не знаю…

    Соцработнику, конечно, положены кое-какие компенсации — государство, к примеру, обязано выделять им деньги на одежду и обувь. Но список таких выплат, оказавшийся в распоряжении “МК”, вызывает недоумение. Согласно перечню, утвержденному три года назад, сотруднику наряду с прочим полагается 550 рублей на приобретение… кожаной обуви на два года. 600 рублей — на куртку или плащ (на такой же период). Перчатки, по мнению государства, соцработник способен раздобыть за 40 рублей.

    А между тем труд соцработника в Москве — адский труд, причем не только физически, но и морально. Многие не выдерживают и уходят после первого года работы. Читая в газетах заголовки “Социальных работников чуть не убили”, “Пенсионер запер социального работника в ванной комнате”, они замечают: да, такие случаи бывают. Потому что для многих забытых государством инвалидов и стариков соцработник — единственный доступный представитель власти. И часто все обиды одинокий человек обрушивает именно на того, кто приносит ему лекарства и продукты.

    Наталья Мальцева до сих пор вспоминает первые годы работы и старушку, которая десять раз на дню звонила ей, консультируясь, какую лучше купить сметану. Когда же соцработница, не выдержав, возмутилась такой назойливости, бабушка призналась, что ей просто не с кем поговорить…

    А с недавних пор в обязанности соцработника вменили еще и помогать пенсионерам в оформлении бумаг — в частности, на жилье. Например, если старик оставил внукам завещание, молодые вполне вправе “повесить” обход всех необходимых для сделки инстанций на приходящего помощника. Оформление социальной карты москвича — тоже его новая обязанность.

    — Мы слуги двух господ, — вздыхают соцработники. — С одной стороны, постоянно слышим попреки от стариков, а с другой — испытываем на себе высокомерие и грубость начальства, сидящего в кабинетах.

    — О воровстве и коррупции в нашей системе вообще говорить не буду — противно, — говорит Мальцева. — У нас ведь все-таки праздник.

   

Московский Комсомолец

от 08.06.2005

Анна ВАСИЛЬЕВА.

Московский Комсомолец

***