Дефицит бюджета Пенсионного фонда увеличится к 2008 году до 492 млрд. руб. против 148,5 млрд. в году нынешнем, сообщил вчера советник председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Владимир Вьюницкий. Это значит, что государственная пенсионная копилка ко времени, когда придет назначенная правительством пора удваивать пенсии, окажется наполненной лишь на три четверти. Чтобы в очередной раз не осрамиться, ПФР как один из вариантов решения проблемы предлагает вновь отсечь от накопительной части пенсии несколько миллионов россиян. «Утешительным призом» для них станет добровольное увеличение пенсионного возраста.

Приличную пенсию, возможно, смогут получать лишь те, кто сегодня ищет первое место работы.

Собственно, признание г-на Вьюницкого, что денег в ПФР мало, сенсационных новостей не содержало: россияне давно уже поставили крест на пенсионной реформе, а эксперты еще раньше стали говорить о том, что демографическая структура нашего населения неблагоприятна. Уменьшающееся с каждым годом количество работников – плательщиков в бюджет ПФР должно обеспечивать все увеличивающееся количество пенсионеров, которым к тому же обещано к 2008 году удвоение пенсий.

Но демографическая проблема России – это ровно половина беды. Вторая ее часть – экономическая. Ставка образующего Пенсионный фонд Единого социального налога (ЕСН) была сочтена слишком высокой – и налог снижается с 35,6 до 26%. При этом, естественно, сокращается и объем платежей в ПФР. «При нынешних ставках ЕСН пенсионная система оказывается дефицитной на неопределенное время», – заявил «Новым Известиям» один из разработчиков реформы, научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

Чтобы решить проблему, ПФР готов еще раз сократить круг граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии. В прошлом году, напомним, из него выкинули россиян, родившихся до 1967 года. Это означало, что самым высокооплачиваемым сегодня работникам в возрасте свыше 38 лет предложили забыть о деньгах, которые уже были анонсированы как их персональные накопления. Теперь возрастной ценз может стать еще строже, правда, кого допустят к собственным накоплениям – тридцатипяти-, тридцати- или двадцатилетних, пока не ясно.

По мнению эксперта Бюро экономического анализа Ростислава Кокорева, строго говоря, очередного залезания в карман граждан не произошло. «Просто та часть взноса в Пенсионный фонд, которая должна была в соответствии с первоначальными декларациями накапливаться на персонифицированных счетах, теперь будет относиться к солидарной, страховой части пенсии, то есть, той, которая собирается в «общем котле» и выплачивается в соответствии с законом о пенсионном обеспечении, а не в соответствии с инвестиционным доходом».

Поскольку очередное отсечение россиян от пенсионной реформы, как справедливо заметил г-н Вьюницкий, «снижает ее привлекательность», ПФР готовит для оказавшихся за бортом своего рода утешительный приз. Им будет предложено добровольно выплачивать Пенсионному фонду 4% своего заработка. При этом государство будет компенсировать 2% выплат, но при одном, весьма существенном условии: гражданин должен обязаться увеличить свой пенсионный возраст на 2–3 года. Эксперты Ассоциации негосударственных пенсионных фондов усомнились в привлекательности этого варианта для россиян – после стольких неожиданных поворотов реформы желающих заработать с помощью государства на добавочную пенсию может просто не оказаться.

Правда, ПФР видит и другой путь решения проблемы своего дефицита – увеличить доходность инвестируемых пенсионных средств. Для этого нужно сократить инвестиции в государственные ценные бумаги и переместить акцент на бумаги корпоративные. Это и в самом деле было бы неплохо, если можно было бы исключить неэкономические риски на фондовом рынке, например, такие, как недавние события вокруг «Вымпелкома» или апофеоз биржевой игры – «дело ЮКОСа». Можно себе представить, как обрадовались бы будущие пенсионеры, когда бы узнали, что их деньги вложены в акции «самой прозрачной» нефтяной компании России.

Еще один вариант, обсуждающийся в Пенсионном фонде, – это перекладывание ответственности за выплату базовой части пенсии на государство. Эксперты считают, что частично решить проблему может и передача финансирования досрочных пенсий – профессиональных и «северных» – в состав обязательств государственного бюджета. По предварительным прикидкам, это позволило бы сбалансировать бюджет ПФР по обычным трудовым пенсиям при сохранении нынешнего размера и нынешней структуры ЕСН, хотя, безусловно, главным здесь было бы повышение прозрачности финансовых потоков в ПФР. Главным же условием выживания реформы, по мнению специалистов, является первоначально рассматриваемый и уже, похоже, забытый вариант: государство берет на себя финансирование базовой части и пенсий госслужащим, передавая все накопительные схемы в частные руки.

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ

08.06.05

среда

«Новые Известия»

***