Бывший президент Ингушетии Руслан Аушев побывал в Тбилиси в рамках прошедшего там 2-3 июня заседания Совета глав правительств государств-участников СНГ, в работе которого он принимал участие в качестве главы комитета СНГ по делам воинов-интернационалистов. Во время пребывания в Грузии Аушев также встретился с президентом страны Михаилом Саакашвили и ответил на вопросы корреспондента Закавказской редакции ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Ингуши, вместе с дагестанцами, единственные из северокавказских народов не приняли участие в абхазской войне против Грузии. Чем это было вызвано?

Я скажу только за ингушей, за Дагестан говорить не буду. Вообще, принимать участие в каких-то войнах на Кавказе неправильно. Тем более когда у твоего соседа какая-то внутренняя проблема. Вмешиваться в чужой дом — это неправильно. Там есть люди, которые сами разберутся. Ингуши, веками находясь рядом с Грузией, ни разу за всю историю не позволяли себе перейти рамки горского этикета. И еще мы, ингуши, благодарны грузинам. Когда нас депортировали в 1944 году, территорию Чечено-Ингушетии распределили между соседними республиками, в том числе и Грузией. Когда в пятидесятых годах мы начали возвращаться из депортации, то заселенные в ингушские села грузины сказали, что не могут жить в чужих домах, и ушли, оставив возвращавшимся ингушским семьям даже посуду. Если бы в 1957 году также поступили и осетины, то ситуация между Осетией и Ингушетией не была бы такой напряженной, как сейчас.

ИА REGNUM: Почему в войне в Абхазии активно участвовали очень близкие ингушам чеченцы?

Я много разговаривал с Дудаевым по этому поводу. Я его спросил: как ты обосновываешь, что твои отряды, представители Чеченской Республики, воевали в Абхазии? Я знаю, что он потом сожалел об этом. Масхадов же, как известно, официально приезжал в Грузию и тоже говорил, что это была ошибка.

ИА REGNUM: В Грузии считают, что массовое участие северокавказцев в абхазской войне было организовано официальной Россией. Согласны ли вы, бывший президент субъекта РФ, с этим мнением?

Никакие войны не случаются стихийно. Вот, например, говорят об «ингушско-осетинском конфликте». Никакого ингушско-осетинского конфликта не было. Ингушетия с Осетией не воевала. Все события происходили в Пригородном районе, в Северной Осетии. Это была проблема Северной Осетии. Но что задумали политики, сидевшие в Москве в 1992 году? Придавить ингушей в расчете на то, что это создаст проблему Чеченской Республике, а Джохар Дудаев должен будет пойти на помощь ингушам. И тогда появится возможность обвинить его в агрессии и применить к нему силу. Из этого проистекало все. Когда начинаются войны, нет ничего простого. Ведь превратили какой-то бытовой конфликт ингушей с осетинами в целую войну. Я был там в 1992 году, когда прибыли войска — зачем, чтобы разъединить ингушей с осетинами, нужны были установки «Град», самоходная артиллерия и все остальное? И когда эта колонна устремилась на Чечню, то еле-еле удалось остановить их на границе Ингушетии с Чеченской Республикой. Это была первая попытка Москвы решить чеченскую проблему силой. То есть, федеральный центр пытался решить свою проблему с Чеченской Республикой, а осетинское руководство пыталось решить свою проблему, показав, что если ингуши будут пытаться решать проблему взаимоотношений, то будет проливаться кровь.

ИА REGNUM: То есть вы согласны с тем, что эти конфликты носили искусственный характер?

Конечно. Абхазия, Цхинвали, Приднестровье, Карабах… Я так понимаю, что Советский Союз за счет этих конфликтов связал Грузию, Молдову, Азербайджан и Армению. Все мы попали вот в такую ловушку.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете отставку президента Северной Осетии-Алании Александра Дзасохова ?

Наверно, он проанализировал все, что происходит в Осетии — особенно после событий в Беслане — и принял для себя решение. Тяжело находиться у власти, когда женщины приходят, плачут и говорят уходить в отставку. Вот возьмем Францию. Никого не убили, все живы-здоровы, просто провалился референдум — и все правительство подало в отставку. А здесь сколько погибших женщин и детей! Решение Дзасохова об отставке — естественное решение, которое надо было принять гораздо раньше. Он, хоть и поздно, но все таки подал в отставку.

ИА REGNUM: Почему в Северной Осетии упразднили институт президента и тем самым еще больше уменьшили степень своей государственности?

Я не знаю, из чего исходил Дзасохов, когда принимал это решение. Наверное, хотел помочь федеральному центру, который взял политику на усиление вертикали власти, на унитарное государство. Но ведь в Конституции записано, что республика — это государство. Это не регион — это государство. Поэтому там должен быть президент. Знаете, сейчас упразднят президента, потом упразднят язык, потом упразднят традиции, потом упразднят все, что связывает нас с названиями осетин, ингуш, кабардинец, балкарец… Сегодня упразднят президентов, завтра упразднят все остальное — флаг, герб, гимн. Это же не для того нужно, чтобы там просто был президент и флаг. Мы хотим, чтобы в мире вместе с англичанами, французами, итальянцами, ирландцами, китайцами, были и ингуши, кабардинцы, осетины, грузины… Чтобы эти имена звучали. Я хочу жить по своим обычаям и традициям — почему их кто-то должен упразднить?

ИА REGNUM: Почему в непризнанной Южной Осетии так отличаются от северных сородичей и готовы бороться за собственную государственность вплоть до войны?

Это уже совершенно другие вещи. Это — политический экстремизм.

ИА REGNUM: У вас назначена встреча с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. О чем пойдет разговор?

Да, он меня пригласил. Он — молодой и перспективный политик. Я, скорее всего, буду отвечать на его вопросы — он президент, он пригласил… Поговорим обо всем, наверное. О Кавказе будем говорить, о взаимоотношениях в Ингушетии… Я так понимаю, что это будет не какая-то протокольная встреча.

ИА REGNUM: Как относитесь к грузинской «революции роз»?

Я видел очень много людей, которые поддержали новое руководство Грузии. Дай Бог Грузии, чтобы с молодым руководством она решила свои проблемы и процветала.

ИА REGNUM: Каков ваш общий прогноз относительно будущего Кавказа?

Главным игроком на Кавказе сегодня является Российская Федерация. Мудрая политика Российской Федерации на Кавказе может привести к стабилизации ситуации и решению многих проблем. Если Российская Федерация будет вести на Кавказе контрпродуктивную политику, то ее место займет другой стратегический партнер. И это естественно — каждый ищет себе получше место под солнцем. России просто надо в корне пересмотреть свою политику как на Северном Кавказе, так и в Кавказском регионе в целом. Нельзя сегодня жить одним днем. Народы Кавказа имеют свою самобытность, свою очень яркую историю, свою очень яркую культуру. Здесь, в Тбилиси, я увидел концерт коллектива Сухишвили — это просто фантастика. Это танцы, которые родились не вчера — они родились в глубине истории всего Кавказа. Кстати, грузины — молодцы. Они показали все танцы — и осетинский, и дагестанский, и ингушский, и чеченский, и абхазский… Это о многом говорит. Но я хочу сказать, что народы Кавказа — это особая строка, и России здесь необходимо искать иные подходы.

ИА REGNUM: А что вы думаете о будущем СНГ?

Я надеюсь, что мы не допустим еще одну ошибку и сохраним СНГ. Но Содружество обязательно должно быть реформировано, чтобы эта организация работала эффективно, а не как сейчас — на 20% своего КПД. Надо выстраивать более тесное сотрудничество, как в Европе. Ведь никому не нужно содружество, которое не в состоянии выполнять никаких стоящих перед ним задач.

13:07 06.06.2005

ИА REGNUM

*