(НИ). Екатеринбургская общественная организация «Автодозор» выступила с необычной инициативой. Ее сотрудники намерены создать карту автозаправок, которые торгуют некачественным бензином. По оценкам экспертов, доля некачественного бензина в России колеблется от 20% до 40%. Как выяснили «НИ», в стране сейчас вообще не существует государственная структура, реально контролирующая качество топлива. К тому же по нынешнему законодательству предпринимателей, торгующих разбавленным бензином, невозможно лишить лицензии. >>>

Сегодня никто не отвечает за то, что нам заливают в автомобиль.

Общественная организация «Автодозор» была создана в Екатеринбурге весной этого года. Ее активисты – простые автолюбители, энтузиасты, которые устали от некачественных услуг. Своей основной задачей они называют наказание продавцов некачественных запчастей или не пригодного к использованию бензина. Начать решили именно с торговцев топливом. «Мы готовимся создать карту, на которой будут обозначены автозаправки, продающие некачественный бензин, – рассказал «Новым Известиям» активист движения Олег Шаргунов. – Сейчас мы ведем переговоры с силовыми структурами, ОБЭПом, прокуратурой. Пока они не очень охотно идут на контакт. А вот комитет по защите прав потребителей полностью встал на нашу сторону».

Данные о некачественном бензине будут собирать как со слов автомобилистов, так и самостоятельно. При этом в организации заверяют, что субъективный фактор сведен к минимуму: «Мы не будем заносить АЗС в черный список только на основании наших экспертиз или со слов автовладельцев. Будем передавать все полученные данные в ОБЭП, шевелить их, чтобы они этим занимались, и уже потом, когда получим официальную информацию, будем ее публиковать. Ведь проблема в том, что госструктуры, владеющие информацией, неохотно ее обнародуют».

«А ведь это очень полезные и нужные сведения, – продолжает Шаргунов. – Мы же будем их доводить до потребителей, публикуя специальную карту недобросовестных АЗС».

Автолюбители уверены, что благодаря этой карте недобросовестные поставщики топлива просто уйдут с рынка или начнут продавать более качественный бензин. «То, что сейчас разливают на АЗС, топливом даже назвать сложно, – резюмировал Олег Шаргунов. – Мой знакомый раллист рассказывал, что однажды проехал на новом дизельном Nissan из Мурманска во Владивосток. Так вот посередине пути у него прогорели клапана. Такое могло произойти только из-за отвратительного бензина».

В Международной конфедерации обществ потребителей положительно оценили идею создания карты АЗС, торгующих некачественным топливом. «Это очень полезное начинание, – заявил «НИ» председатель правления конфедерации Дмитрий Янин. – Только я сомневаюсь, что общественная организация вытянет такой проект. Потребуется достаточно много денег на проведение экспертиз».

Заправка на отечественных АЗС похожа на «русскую рулетку».

Однако реакция на инициативу «Автодозора» в Российском топливном союзе была прямо противоположной.

«Бред, чушь, ничего из этой затеи не получится, – заявил «НИ» исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. – Ни одна общественная организация не вправе заклеймить бизнесмена. Это может сделать только суд. А так, если они объявят несколько заправок недобросовестными, то тут же получат иски. У нас была подобная практика, но мы шли по другому пути, мы объявляли лучших».

Вместе с тем Григорий Сергиенко признал, что пока российские автомобилисты просто обречены ездить на некондиционном топливе. «У нас в стране нет государственного контроля за качеством бензина, – заявил он. – Выровнять ситуацию может только сам рынок. Но и здесь пока ничего хорошего не наблюдается. У нас нет реальной конкуренции между автозаправками. И пока она не появится, изменений в лучшую сторону ждать не стоит».

Впрочем, другие специалисты говорят о реальности подобного проекта. «Карту некачественных заправок создать можно, но для этого необходима соответствующая статистика. Например, если АЗС дважды или трижды попалась на торговле некачественным бензином, – сказал «НИ» руководитель управления инспекции экологического контроля департамента природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы Виктор Кирпичников. – Но все дело в том, что мы проверяем бензин исключительно по экологическим показателям, а потребительских качеств не касаемся. За год мы проинспектировали лишь 100 из 1000 столичных заправок. Среди них 20–30% продают некачественный бензин. Но лишить лицензии мы их не можем – прав недостаточно».

Между тем в Москве, по официальной статистике, более 35% АЗС замечены в торговле некачественным бензином. «Самые распространенные нарушения – завышение октанового числа топлива, повышенное содержание серы или примесей металла. И, конечно, добавление воды, – сказал «НИ» на условиях анонимности высокопоставленный сотрудник Мосрегионтопэнергонадзора. – Есть даже заправки, которые с завидной регулярностью попадаются на торговле плохим бензином. Их штрафуют на суммы от 200 тыс. рублей, но им все равно. Лишить их лицензии можно только по решению суда. А это очень обременительное занятие. Тем более что сейчас мы не занимаемся контролем за качеством топлива. Самостоятельно, как это было раньше, мы рейды проводить не вправе».

АЛЕКСЕЙ ТЕРЕХОВ

07.06.05

вторник

«Новые Известия»

***