8 июня День социального работника! Становление социальной службы в ее нынешнем виде началось в нашей стране с переходом экономики на рыночные рельсы. В результате непродуманных реформ упал жизненный уровень большинства наших соотечественников, появилась безработица, у многих обесценились накопления, отложенные на «черный день». Значительная часть населения оказалась за чертой бедности, и для выживания ему потребовалась поддержка со стороны государства в виде социальных выплат, пособий, льгот, медицинских, социально-бытовых, юридических и других услуг.

За полтора десятилетия в Самарской губернии создана разветвленная сеть социальных учреждений: пансионаты, центры социального обслуживания, реабилитации, медико-социальные отделения, отделения дневного пребывания и многое другое, без чего сегодня не мыслят своей жизни ветераны, инвалиды, малоимущие граждане. И с каждым годом, несмотря на постепенное увеличение пенсий и улучшение жизненного уровня населения, в органах социальной защиты появляются все новые формы и виды поддержки. Работы не убавляется. Почему? С этого вопроса началась наша беседа с заместителем министра труда и социального развития Самарской области, руководителем департамента соцзащиты населения Евгением Викторовичем Ханжиным.

— Работы у социальной службы и не должно уменьшаться. Старость приходит ко всем, поэтому и ветераны, и инвалиды всегда будут нуждаться в социальном обслуживании, уровень которого за счет внедрения новых форм и методов должен постоянно повышаться. А само обслуживание должно быть дифференцированным: бесплатным, с частичной или полной оплатой, в зависимости от доходов обслуживаемых.

Но пока же основная масса наших подопечных — малоимущие, у которых каждая копейка на счету. Увы, среди жителей области таких около 25 процентов. На надомном обслуживании находится примерно 55 тысяч человек, и ежегодно их количество увеличивается на две-три тысячи. Все они получают гарантированные социальные услуги, а при желании могут заказать за небольшую плату дополнительные услуги. Их уже более ста, и этот перечень постоянно увеличивается. В каждом городе и районе он разный и зависит от местных условий и традиций. В городах, например, большим спросом пользуются услуги по уборке и мелкому ремонту квартир. А на селе социальным работникам приходится заниматься прополкой огородов, чисткой погребов, уборкой снега, заготовкой дров и ремонтом заборов.

Надомное обслуживание пользуется такой популярностью у старшего поколения, что предоставить его всем желающим в настоящее время мы не имеем возможности. Поэтому решено взять на вооружение новую форму: открыли в Кинеле отделение платного обслуживания. Его услугами могут воспользоваться пожилые люди, имеющие родственников, готовых заплатить за то, чтобы родители не ждали очереди, когда за ними закрепят соцработника. Эта форма обслуживания оказалась востребованной, и такие отделения появятся в других городах и районах. Сейчас решаем вопрос о создании института сиделок. В области много больных людей, которым требуется постоянный квалифицированный уход. Услуги сиделки оцениваются примерно в 12 тысяч рублей в месяц, у нас они будут дешевле. К тому же ухаживать за клиентами станут не случайные люди, как это бывает порой, а подготовленные профессионалы, за работу которых отвечает государственное учреждение. Действовать такие отделения должны при центрах социального обслуживания. Это будут достаточно мобильные хозрасчетные подразделения, которые смогут в своей работе применять технические средства реабилитации и ухода.

Но развитие платных услуг вовсе не означает, что сократятся гарантированные услуги для малоимущих. Мы будем принимать меры, чтобы увеличивать количество социальных работников и обеспечивать обслуживание всех нуждающихся в социальной поддержке.

— Евгений Викторович, а как идет финансирование социальной службы области?

— Из года в год средств выделяется все больше. Конечно, часть из них «съедают» продолжающаяся инфляция, растущие цены и тарифы. Однако социальная сфера по-прежнему остается приоритетным направлением деятельности областного правительства. Вот и в этом году у нас планируется открытие четырех новых учреждений. В Похвистневе начал работу центр реабилитации инвалидов военной службы «Доблесть». В Жигулевске к концу года распахнет двери пансионат для ветеранов. В Кисловодске завершается восстановление девятого корпуса пансионата «Самара». С его вводом пропускная способность здравницы возрастет до тысячи человек в год. И, наконец, совсем скоро примет первых обитателей пансионат для ветеранов и инвалидов на 8-й просеке в Самаре для проживания людей с ограниченными возможностями, оборудованный с учетом требований евростандарта.

— Вступивший в действие федеральный закон № 122 принес множество изменений в деятельность органов соцзащиты. Известно, что в Самарской области удалось разработать и внедрить один из лучших в России механизмов монетизации льгот, но все ли проблемы решены?

— Действительно, в нашей области для региональных категорий льготников установлен один из самых высоких размеров ежемесячных денежных выплат, сохранены наиболее важные натуральные льготы, для обеспечения доступности проезда в муниципальном общественном транспорте введен единый социальный проездной билет. В связи с этим расходы областного бюджета существенно увеличились. Они превышают 3 млрд рублей. Но сложностей еще немало.

Федеральным законом № 122 субъекты Российской Федерации с 1 января 2005 года наделены полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий населения. До этого времени такие функции осуществлялись органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями. Чтобы не допустить ухудшения условий оказания социальной поддержки и социального обслуживания, сохранить прежний уровень и объем услуг, областным правительством принято решение временно передать эти полномочия органам местного самоуправления. Был принят соответствующий Закон, который предусматривает выполнение органами местного самоуправления полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения в тех объемах, в каких они фактически сложились по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Одновременно с этим органы местного самоуправления должны передать в собственность Самарской области движимое и недвижимое имущество, находящееся в пользовании центров социального обслуживания и управлений социальной защиты населения. В настоящее время происходит подготовка к передаче этого имущества. Нами подписываются соглашения с органами местного самоуправления по этому вопросу. В дальнейшем это имущество будет передано органам местного самоуправления в безвозмездное пользование.

Есть сегодня проблемы в реабилитационной работе с инвалидами. Значительная ее часть передана на федеральный уровень. В частности, технические средства реабилитации выдаются теперь через фонд социального страхования. До этого у нас была отработана своя система обеспечения TCP, позволяющая достаточно оперативно выдавать и даже доставлять на дом людям с ограниченными возможностями необходимые приспособления. У фонда соцстраха для этого нет пока ни опыта, ни достаточного штата. Получать технические средства, как, впрочем, и санаторно-курортные путевки, стало труднее. Людям приходится ездить из сел в филиалы фонда, которые, кстати сказать, есть не в каждом райцентре. Для пользы дела правильнее было бы полномочия по выдаче TCP и путевок передать социальной службе, однако законодатели этого, к сожалению, не предусмотрели.

Действующая в нашей губернии система реабилитации получила высокую оценку на международном уровне. Кроме тринадцати центров реабилитации в нее входят созданные практически во всех городах и районах комнаты социально-бытовой адаптации, где учат инвалидов и членов их семей пользоваться техническими средствами. Активно внедряются и используются в процессе реабилитации новые технологии, такие, например, как кинезотерапия, эрготерапия, позволяющие быстрее восстанавливать утраченные функции.

Особенно активизировала реабилитационную работу целевая комплексная программа, принятая в губернии на 2001-2005 годы. Большинство предусмотренных в ней мероприятий уже выполнено, и сейчас разрабатывается новая программа, рассчитанная на трехлетний срок. Чтобы она была более эффективной, наша область вышла с законодательной инициативой в Госдуму, которая предусматривает предоставлять регионам за счет собственных средств устанавливать дополнительные меры социальной защиты инвалидов. То, что это необходимо, совершенно очевидно. Например, федеральный перечень ТСР состоит из 19 наименований, а наш областной включает целых 53.

— Как известно, успех в любом деле определяют кадры. Зарплата у социальных работников невелика, порой меньше, чем пенсия у опекаемых ими людей. А работа напряженная, требующая и многих знаний, и таланта общения с людьми, а главное — душевной щедрости, отзывчивости на чужую боль. Как удается поддерживать профессионализм сотрудников, повышать их квалификацию?

— Прежде всего следует сказать, что люди случайные у нас не задерживаются. Остаются те, для кого слова «милосердие», «любовь к ближнему» не пустой звук, а пропущенная через сердце жизненная позиция. Они просто не могут оставаться в стороне, когда кому-то плохо. Очень жаль, что их труд еще по достоинству не оценен на государственном уровне. Конечно, областные власти, органы местного самоуправления пытаются материально поддержать их — устанавливают доплаты, надбавки. Вот и принятый в области Закон «О статусе социальных работников» направлен на это же. Хотя в целом проблема так и не решена. Но несмотря на это, наши сотрудники идут к пожилым людям и инвалидам, готовят им пищу, приносят продукты и лекарства, вызывают врача, делают уборку квартир, поднимают подопечным настроение. И уже появились целые династии соцработников. Для повышения квалификации действуют курсы и семинары, по инициативе министра труда и соцразвития Г.Д.Светкиной в госуниверситете открыто отделение социальной работы. Сейчас почти все соцработники, имевшие среднее образование, получили среднее специальное, все больше специалистов с высшим образованием.

Успевают наши сотрудники заниматься и художественной самодеятельностью, поют, танцуют, декламируют. С одной стороны, творчество для них служебная необходимость — приходится проводить массу мероприятий для своих подопечных. А с другой -своеобразная эмоциональная разгрузка, которая помогает избавиться от психологического напряжения.

Я хочу поблагодарить всех, кто трудится в органах социальной защиты за преданность своему делу, чуткое отношение к ветеранам, заботу о них и пожелать всем социальным работникам здоровья, счастья, благополучия.

«Социальная газета» №22 (535) от 4.06.2005

*