В понедельник, 6 июня мы отметим очередной, 206-й день рождения великого Пушкина. И вместе с этим — 20-летие памятника поэту, который установлен в Самаре в сквере у Академического театра драмы.

В этот день, как бывает всегда в дни рождения и смерти поэта, к памятнику придут те, кого объединяет Пушкинское общество Самары. Особый разговор пойдет о памятнике, отмечающем круглую дату. Активисты общества собрали такой архив об истории памятника, которому мог бы позавидовать иной музей. Еще месяца три назад в редакцию «СИ» приезжала Муза Максовна Ромадина. Она долго и трепетно, по крупицам собирала весь материал: воспоминания Алексея Моргуна, который был в 1985 году главным архитектором Самары, самарского скульптора Анатолия Головнина, установившего привезенные отлитые части памятника. Здесь же — вырезки из газет 20-летней давности, рисунки и наброски. Тогда Муза Максовна пыталась разыскать скульптора-литейщика, который и отливал памятник в Тольятти, буквально во дворе своего дома. Удивительно, но ей это удалось! Более того, скульптор-литейщик Виктор Фомин уже приезжал из Тольятти и встречался с самарскими пушкинистами. Конечно, побывал и у памятника. Расстроился. Состояние постамента и фигуры не из лучших. Решил, что приедет на днях и приведет свое детище в божеский вид.

Вчера при непосредственном участии Виктора Фомина происходило тонирование скульптуры. Здесь же собрались и пушкинисты, которые вспоминали историю создания памятника.

Рождение монумента в 1985 году произошло с большим трудом. И «родителей» у него несколько: автор проекта скульптор Игорь Федоров, заслуженный архитектор России Алексей Моргун и скульптор-литейщик Виктор Фомин.

Образ Пушкина был разработан Игорем Федоровым. Однако отливали его не художники, а ремесленники, поэтому Пушкин получился не похожим на себя. Проект надолго забросили. Отлитые части скульптуры были свалены в колодец. Однако идея установки памятника великому поэту не давала покоя культурной общественности Самары. Еще бы, ведь монумент Пушкину стоял в городе аж с 1905 года! Правда, скульптуры оказывались недолговечными и разрушались.

Главный архитектор города в 80-х годах Алексей Моргун обратился к тольяттинскому скульптору-литейщику Виктору Фомину, который тут же загорелся этой идеей. Старые детали неудавшегося памятника были найдены и пущены в работу. Также сохранились эскизы Игоря Федорова. Нового Пушкина отлили из столового алюминия, и он получился таким, каким и задумал его автор: гордым и воодушевленным.

Теперь 6 июня пушкинисты встретятся у обновленного памятника, почитают стихи и поклонятся классике.

Марина ГРИНЕВА, Лидия КУЗНЕЦОВА.

«Самарские известия» № 100 (4596) от 4.06.2005.

*