(ВН). Совет Федерации уже третий месяц не может утвердить представителя от исполнительной власти Ульяновской области — президента группы компаний «СОК» Рустема Шиянова. По закону сенаторы не могут отклонить предлагаемую из региона кандидатуру. Но некоторые представители субъектов федерации так и не становились сенаторами. >>>

Еще 17 февраля 2005 года законодательное собрание Ульяновской области утвердило представителем главы региона в сенате заместителя генерального директора Ижевского машиностроительного завода, президента группы компаний «СОК» Рустема Шиянова. Он должен был сменить генерала Александра Калиту, делегированного в верхнюю палату прежним губернатором Владимиром Шамановым. Однако сенат до сих пор не подтвердил полномочия г-на Шиянова, из-за чего губернатор Сергей Морозов уже более трех месяцев остается без своего представителя в верхней палате.

В соответствии с законом о порядке формирования Совета Федерации сенаторы должны утвердить любую предложенную регионом кандидатуру. После принятия нового закона в 2000 году, когда губернаторов удалили из сената, верхняя палата стала одновременно почетной политической ссылкой и представительством финансово-промышленных групп. Некоторые члены палаты начали было возмущаться, когда ряды сенаторов неожиданно пополнили люди судимые и не очень хорошо представляющие местоположение своего региона. Комиссия Совета Федерации по регламенту разъяснила сенаторам, что пристально рассматривать предлагаемых кандидатов в их компетенцию не входит. А процедура утверждения нового сенатора — простая формальность.

Тем не менее поправки в закон наделили председателя Совета Федерации правом выгонять сенаторов. Правда, четких правовых оснований для этого у председателя нет. В комиссии по регламенту «Времени новостей» сообщили: как это будет выглядеть технологически, неизвестно, поскольку прецедентов не было, а закон процедуру не описывает. С другой стороны, в аппарате палаты полагают, что право отзыва сенаторов дает главе СФ право «внимательнее относиться к тем кандидатурам, которые представляют субъекты».

Предельного срока рассмотрения кандидатуры нового сенатора нет. Так что г-на Шиянова могут еще долго не приглашать в Совет Федерации. Причем причин такой задержки никто объяснить не может — ни в Ульяновской области, ни в верхней палате парламента. Правда, недавно Сергей Миронов намекнул на непатриотичное поведение ульяновских властей. Он принципиально высказался против того, чтобы субъекты направляли в Совет Федерации «варягов» — людей, не имеющих к регионам непосредственного отношения.

Таким образом, глава группы «СОК» может пополнить список сенаторов, которые так и не попали в СФ. В апреле в Совет Федерации не приняли главу питерского отделения «Союза правых сил» Григория Томчина. По мнению несостоявшегося сенатора, он не понравился лично спикеру Миронову. Григорий Томчин был избран представителем от Читинской облдумы 16 декабря 2004 года и с тех пор тщетно ожидал своего утверждения на очередном заседании Совета Федерации. Через четыре месяца читинские депутаты неожиданно отменили собственное решение под предлогом, что г-н Томчин не представил им справки о своих доходах. Правда, перед этим, в конце марта, Сергей Миронов заявил, что не одобряет выбора законодателей Читинской области: «Мне странно, почему депутаты считают возможным делегировать в Совет Федерации какого-то варяга, а не своего депутата».

В 2003 году главу компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского избрали представителем от Эвенкии. Генпрокуратура опротестовала избрание г-на Шахновского, утверждая, что голосование прошло с нарушением закона. Тогда главу «ЮКОС-Москва» обвиняли в неуплате налогов на 29 млн руб. Суд удовлетворил протест прокуратуры, и через две недели Василий Шахновский написал заявление о досрочном прекращении сенаторских полномочий.

Годом ранее Совет Федерации долго не мог утвердить кандидатуру от парламента Ленинградской области — Альфреда Коха. Конкурент г-на Коха на региональных выборах депутат Олег Петров через суд требовал приостановить утверждение кандидатуры в качестве представителя законодательного собрания области. И хотя Сергей Миронов выражал надежду, что опыт г-на Коха будет «положительно реализован в стенах Совета Федерации», председатель совета директоров инвестиционной компании «Монтес Аури», не дожидаясь решения суда, передумал идти в сенаторы и отозвал свои документы.

В ноябре 2001 года Народный хурал Бурятии отменил собственное постановление о назначении бывшего генпрокурора России Юрия Скуратова представителем республики в Совете Федерации, после того как местная прокуратура заявила о незаконности проведенного голосования. Бывший генпрокурор заявлял о давлении со стороны администрации президента, которая «не смирилась с результатами выборов, она была недовольна решением депутатов хурала и подключила ряд рычагов для того, чтобы пересмотреть ситуацию». По словам Юрия Скуратова, было оказано серьезное давление и на президента Бурятии, который, в свою очередь, попытался оказать давление на депутатов хурала.

С большим скрипом утвердили в Совете Федерации представителя Пензенской области — бывшего заместителя министра финансов Андрея Вавилова. Сергей Миронов заявлял, что появление в палате в качестве новых сенаторов людей, «связанных с теми или иными скандалами, никоим образом не повлияет на авторитет Совета Федерации». В 2000 году на Андрея Вавилова было заведено уголовное дело. Генпрокуратура обвиняла его в превышении служебных полномочий в его бытность замминистра финансов. Но г-на Вавилова в верхней палате все же утвердили.

Во избежание неприятных встреч в коридорах сената руководство палаты теперь пытается остановить движение некоторых потенциальных сенаторов на ранних стадиях. Эти попытки облегчает гибкое законодательство, а также желание регионов иметь хоть какого-нибудь представителя в Совете Федерации.

Дарья ГУСЕВА

N°98

06 июня 2005 Время новостей

Время новостей

***