За последние десять лет (1995-2005 гг.) парк легковых автомобилей в России вырос почти на 65%- с 14,7 млн. до 24,2 млн. единиц. Это значительно больше прироста парка грузовых автомобилей (12,5%) и автобусов (21,4%) за тот же период времени.

Наибольший прирост количества легковых автомобилей наблюдался в 1995 и 1997 годах, когда цифры роста превысили 10-ти процентную планку. С 1998 по 2000 год темпы роста парка легковых автомобилей ежегодно снижались, достигнув минимальной отметки в 635,2 тысяч штук (3,1%). Но в последующие два года (2001-2002 гг.) вновь пошел рост – 4,1% и 5,5% соответственно. Некоторое замедление темпов прироста парка в 2003 и 2004 годах связано с изменением порядка уплаты транспортного налога и введением обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), что «стимулирует» владельцев старой, не используемой в хозяйстве техники, снимать ее с учета и утилизировать. Только в 2004 году, таким образом было «выбраковано» из парка РФ 618,3 тысячи автомобилей.

Согласно данным ГИБДД на 1 января 2005 года в российском автопарке числилось 24 млн. 208 тысяч легковых автомобилей, более 50% из них это различные модели LADA (ВАЗ). В том числе на долю вазовской «классики» (модели ВАЗ-2101-2107) приходится 31,6% парка. Следом за ней по количественному показателю идет вазовское семейства «Самара» (модели ВАЗ-2108-21099, 2113-2115), на долю которого приходится 10,5% российского парка. Доля семейства LADA-110 по итогам прошлого года впервые превысила долю «Нивы» и составляет теперь 4,6%, против 4,1% у «Нивы». Второе место после «Лады» в российском автопарке по-прежнему занимает марка «Москвич». Несмотря на ежегодное снижение количества автомобилей этой марки (на 160-170 тыс.шт. в год) парк ее по-прежнему еще очень большой – 2,2 млн. единиц или 9,1%. Третью строчку рейтинга марок в парке легковых автомобилей РФ занимает «ГАЗ» — 1 млн. 605 тысяч штук или 6,6%. Миллионный рубеж российского автопарка по прежнему покаряет украинская марка «ЗАЗ». Но темпы сокращения автомобилей этой марки (на 80-100 тысяч в год) свидетельствуют о том, что уже по итогам 2005 года количество «Запорожцев» и «Таврий» снизится ниже миллионной отметки. А вот из 4,7 миллионной «армии» иномарок одна марка (Toyota) уже преодолела этот рубеж. К сожалению, подробными оперативными данными по количеству иномарок на 1 января 2005 года мы не обладаем. Но, тем не менее, основываясь на данных по состоянию на начало 2004 года (1080,8 тыс.шт.) и темпах продаж автомобилей этой марки в прошлом году, можно констатировать, что Toyota уверенно закрепилась на 4 позиции среди всех марок легковых автомобилей в российском автопарке. Среди других российских марок отметим стабильную долю «УАЗа» (2,87%) и растущую долю автомобилей «Ока» (1,54%). А вот доля «Ижей» по прежнему не превышает 1% от парка. Среди иномарок, следом за «Тойотой» идут Volkswagen (1,89%) и Nissan (1,62%). Кроме того, однопроцентный рубеж российского автопарка на начало 2004 года преодолели Opel (1,41%), Audi (1,37%), Ford (1,23%) и Mercedes-Benz (1,12%).

www.ladaonline.ru

*