Русский EADS не срастается. Чиновники не успевают объединить авиазаводы
Амбициозный проект слияния российских авиапромышленных предприятий в объединенную компанию (ОАК) откладывается. Чиновники до сих пор не могут согласовать проект президентского указа о создании холдинга, который Кремль один раз уже возвращал на доработку. Это значит, что вопреки пожеланию Владимира Путина к концу 2006 г. ОАК вряд ли появится, предупреждают эксперты.
Концепция Минпромэнерго предполагает, что крупнейшие отечественные частные и государственные авиастроительные фирмы — “Сухой”, “Иркут”, РСК “МиГ”, “Ильюшин” и “Туполев” — до конца 2006 г. будут слиты в единую компанию, где государство получит 60-70%. В структуре ОАК будут субхолдинги по видам выпускаемой техники — военной, гражданской и транспортной авиации. Для управления проектом в начале года создано некоммерческое партнерство “Объединенный авиастроительный консорциум”, которое возглавил совладелец “Иркута” Валерий Безверхний. Его первая задача — оценить активы объединяемых компаний и определить, какие избыточные мощности следует закрыть.
Но оперативно запустить слияние не получается. К концу апреля по поручению Путина и премьера Михаила Фрадкова чиновники должны были написать проект президентского указа о создании ОАК. Минпромэнерго направило документ в администрацию президента 25 апреля, но Кремль вернул его на доработку, сказал представитель министерства. С конца мая указ переписывают чиновники Федерального агентства по промышленности (Роспром). Источник в этом ведомстве затруднился предположить, когда работа будет закончена.
Официальные комментарии о сути разногласий получить не удалось. Чиновник Минпромэнерго на условиях анонимности сказал, что Кремль потребовал от Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовать принцип создания ОАК. Подчиненные Виктора Христенко настаивали на том, чтобы она работала в виде казенного предприятия и получила право оперативного управления госпакетами акций в авиапромышленных компаниях. Минэкономразвития, по словам источника, считает, что для управления достаточно Росимущества. “Разные группировки чиновников от авиапрома и бизнесменов не могут договориться, кто из них главнее и чей ставленник возглавит ОАК”, — объясняет причину задержки менеджер одной из государственных авиапромышленных компаний.
Из-за проволочки создать ОАК к концу 2006 г. будет невозможно, ведь по плану работа уже должна кипеть, считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. При этом последние месяцы правительство и так почти не управляет ни военной промышленностью, ни авиапромом, замечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Без срочной консолидации отрасль может быть потеряна, пессимистична Сахнова. Украинские конкуренты, например, объединились в концерн “Антонов”, добавляет Макиенко. Российские же чиновники “не смогли за пять лет объединить даже две авиализинговые компании” и тем более не смогут объединить авиапромышленность, поскольку “главное для них — сохранение кормушек”, возмущается основной владелец Национальной резервной корпорации (которой принадлежит 36% авиализинговой компании “Ильюшин финанс”) Александр Лебедев.
Директор Роспрома Борис Алешин объясняет задержку тем, что обсуждается “неоднозначная”, с точки зрения участников дискуссии, конструкция. На следующей неделе “процесс согласования перейдет в интенсивную фазу”, ожидает Алешин.
Алексей Никольский
Ведомости
02.06.2005, №99 (1380)
*