Цена приговора. В России и за рубежом оценивают ущерб от решения по делу Ходорковского
Если СМИ, политики и предприниматели, причем не только у нас в стране, расценили жесткий приговор по делу Ходорковского-Лебедева как одно из главных, знаковых событий, то вчера социологи объяснили им, насколько они далеки от народа: по крайней мере в самой России почти полстраны (49%) за этим «процессом века» практически не следило или не разобралось в его сути. По данным опроса ВЦИОМ, это относится прежде всего к малообеспеченным россиянам. 35% опрошенных решили, что их полностью устраивает наказание Ходорковского «по всей строгости закона». Какую бы то ни было симпатию к осужденным проявили 16% наших сограждан.
Что касается последствий дела Ходорковского-Лебедева, то оптимистически настроенная четверть населения полагает, что история с ЮКОСом приведет к наведению порядка и законности, каждый десятый считает, что теперь олигархи не будут претендовать на власть, 27% полагают, что это дело никаких серьезных последствий не будет. Почти треть опрошенных об этом, видимо, еще не думали. 9% считают, что главным последствием будет сворачивание демократии и бегство капиталов за границу, 6% опасаются ухудшения отношений с западными странами.
Впрочем, пока признаков какого-либо радикального ухудшения этих отношений нет. Скорее можно говорить о «закреплении» уже сложившихся тенденций. Хотя позавчерашнее заявление президента Буша подтвердило, что Запад не собирается скрывать своего отношения к этому делу, вчера вашингтонские власти официально дали понять, что идея конгрессмена Томаса Лантоса об исключении России из большой «восьмерки» не поддерживается в Белом доме. Представитель госдепартамента Ричард Баучер заявил, что «участие России в международных институтах является позитивным, и изоляция России не приведет ни к чему хорошему». Имеется в виду «ни к чему хорошему для Америки»: «Вредить себе, чтобы досадить другому, не принесет нам пользы. Сворачивание антитеррористического сотрудничества не принесет пользы. Прекращение экономического и социального взаимодействия не принесет пользы с точки зрения правительства», — отметил вашингтонский чиновник.
Тем не менее, у властей США явно прибавилось скепсиса по отношению к Москве. По словам Баучера, дело Ходорковского «вызывает очень серьезные вопросы об уважении закона в России». «Подобные действия, в частности, дело ЮКОСа, поднимают вопросы о приверженности России обязательствам, которые соблюдаются всеми демократическими странами и государствами со свободными рынками», — отметил он. Вашингтон и в дальнейшем намерен проводить в отношении России «политику уговоров»: «Мы будем продолжать подталкивать Россию на всех наших встречах и диалогах на укрепление уважения к закону и движение по другим направлениям». Похоже, власти США считают, что Россия сама осознает и самостоятельно разберется с последствиями «дела ЮКОСа». «Я полагаю, что Россия платит вполне определенную цену за несоблюдение верховенства закона», — заявил Ричард Баучер. По его мнению, «в экономической сфере ясно видны последствия. …И, возможно, для России это уже повод беспокоиться и она начнет что-то с этим делать».
Про экономические последствия вчера напомнила и докладчик ПАСЕ по делу ЮКОСа Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер. Она считает, что «приговор основательно подрывает доверие к России и будет не последним словом в данном процессе». По ее мнению, это свидетельство того, что «в России отсутствует обеспечение прав и неприкосновенности граждан, и немецкое деловое сообщество должно принять этот факт во внимание и воздержаться от дальнейших инвестиций».
Про доверие говорил вчера и министр финансов России Алексей Кудрин, признававший, что дело ЮКОСа снизило уровень доверия между бизнесом и властью. Но он считает, что все еще исправится, просто «период восстановления этого доверия продлится некоторое время». Тем не менее, г-н Кудрин заявил, что «сегодня нужно сделать все возможное, чтобы такого больше не повторилось».
Между тем, приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, которых Мещанский суд приговорил к 9 годам колонии общего режима, пока не вступил в законную силу. Генпрокуратура решением суда довольна и обжаловать его не собирается. А вот адвокаты сразу же принялись составлять кассационные жалобы на «чудовищный», по их мнению, приговор. Закон отводит им на это лишь 10 дней, и, учитывая гигантский объем дела, уложиться в срок защитникам будет непросто. Пока они предполагают, что слушания в Мосгорсуде состоятся не раньше сентября-октября этого года. Особое внимание защита уделяет Европейскому суду по правам человека, куда, помимо поданных год назад жалоб на незаконность ареста Ходорковского и Лебедева, будут направлены жалобы и на вердикт Мещанского суда.
«Приговор будет обжалован в 10-дневный срок, как это предписывает закон, — заявил вчера «Времени новостей» адвокат Ходорковского Генрих Падва, — В своей жалобе защита изложит критику приговора и свою позицию».
Г-н Падва также отметил, что защита, требуя отмены приговора, не будет просить отправить его на новое рассмотрение в Мещанский суд в ином составе суда, а станет добиваться от кассационной инстанции полного прекращения уголовного дела Ходорковского и Лебедева. Что именно ляжет в основу «критики приговора», г-н Падва пояснить отказался. Однако, судя по прошлым заявлениям адвокатов — о том, что суд необоснованно отклонил все доводы защиты, а непосредственная причастность Ходорковского и Лебедева к событиям, изложенным в обвинительном заключении, так и не была установлена, — можно предположить, что именно об этом и будет говориться в Мосгорсуде.
«Приговор этот просто чудовищный! При полном отсутствии доказательной базы два абсолютно невиновных человека приговорены к большим срокам и посажены за решетку», — заявила вчера адвокат Лебедева Елена Липцер. «Никто из свидетелей обвинения не дал показаний, уличающих Ходорковского и Лебедева в совершении преступлений. Уж хотя бы это судьи могли понимать? А когда суд посчитал показания уборщиц из «Менатепа» неубедительными, потому что они — «заинтересованные лица», а следователей Генпрокуратуры, наоборот, счел честными, ни в чем не заинтересованными гражданами, то это звучит как совершенный абсурд», — сказал другой адковат Лебедева Евгений Бару.
По словам г-жи Липцер, защитники уже начали составлять кассационные жалобы: «У каждого адвоката свой участок работы и свой эпизод. После того, как они изложат доводы, все это будет объединено в одну общую жалобу. Сейчас мы с нетерпением ждем, когда сможем получить текст приговора. Хотелось бы внимательно проанализировать утверждения суда».
Написать кассационную жалобу на приговор объемом в 1000 страниц, который читался более двух недель, за 10 дней довольно сложно. Однако, как пояснили защитники, в случае, если они не уложатся в срок, то потом будут направлять в Мосгорсуд дополнительные расширенные жалобы, что по закону допустимо.
Однако адвокаты не испытывают иллюзий и основные свои надежды возлагают на Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В его производстве уже находится несколько жалоб, поданных стороной защиты еще год назад на незаконность арестов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, то есть на нарушение их права на свободу и личную неприкосновенность. В то время в Страсбурге даже приняли решение о приоритетном рассмотрении данных заявлений. «Эти жалобы находятся в работе», — сказала адвокат Ходорковского Карина Москаленко. О дате открытых слушаний в Европейском суде по данному делу г-жа Москаленко пока неизвестно. Однако еще в день вынесения приговора Мещанским судом она заявила о намерении подать новые жалобы в Страсбург, поскольку то, что произошло с Михаилом Ходорковским в России — «это политическая расправа над независимым и строптивым бизнесменом и сильным политическим противником».
Екатерина БУТОРИНА, Владимир ДЗАГУТО
°96
02 июня 2005 Время новостей
*