Ущерб от разразившегося 25 мая энергетического кризиса в Москве предварительно оценивается в сумму от 2 млрд рублей до 1 млрд долларов. В эти дни фирмы, предприятия, магазины, рестораны обращаются в страховые компании с заявлениями о возмещении ущерба. Cтраховщики в свою очередь готовят крупномасштабные иски к виновникам аварии, которые, впрочем, еще официально не названы. Эксперты полагают, что тот, кому в конечном итоге придется платить, окажется главным российским банкротом, пишет газета «Новые известия».

Вскоре после аварии глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс заявил, что «убытки большинства пострадавших смогут покрыть страховщики, а вопрос о компенсации остальным будет решаться в соответствии с действующим законодательством». Однако даже если к страховым компаниям практически одновременно обратится лишь часть пострадавших, многие из них не смогут выдержать такой финансовой нагрузки и рискуют разориться.

По информации газеты, активно ищут виновников энергокризиса не только органы прокуратуры. Свои расследования также проводят службы безопасности и юристы многих страховых организаций. У них заинтересованности, возможно, даже больше, чем у следователей. Владельцы точек общепита, где не работали кухни, хозяева продуктовых магазинов и складов, оставшихся с тоннами испорченной еды, руководители агрофирм, где произошел массовый падеж скота, — все они в большинстве своем были застрахованы. А потому кинулись к своим страховщикам за получением страховых сумм.

Точного объема убытков еще, разумеется, никто назвать не может. Однако уже сейчас специалисты говорят, что суммы будут с очень большим количеством нулей. Как рассказал юрист одной из столичных страховых компаний, не пожелавший называть своего имени, самые крупные страхователи к ним еще не обращались. «Видимо, они сами еще не закончили подсчеты, однако уже сейчас в нашу компанию обратился ряд клиентов, возместить которым придется от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей», — сообщил специалист.

В пресс-службе Страхового дома «ВСК» так прокомментировали ситуацию: «В настоящее время мы совместно с клиентами, пострадавшими от отключения энергоснабжения 25 мая, уточняем окончательные размеры понесенного ими ущерба и готовимся к произведению страховых выплат по всем случаям, признанным страховыми. В свою очередь, параллельно с этим юридическое управление компании готовит все документы для подачи исков к компаниям, виновным в произошедшем. Окончательные параметры судебных исков будут определены после произведения всех необходимых страховых выплат клиентам».

Вице-президент ОСАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов также не исключил возможность подачи иска компанией, но лишь после того, как будут подсчитаны размеры убытков и установлены надлежащие ответчики. «У страховых компаний при произведении выплат по случаям, признанным страховыми, возникает так называемое право суброгации — право взыскать ущерб непосредственно с причинителя вреда, — рассказал он. — Однако для того, чтобы выиграть дело, страховщику необходимо доказать вину ответчика».

Если крупные компании беспокоятся, но готовы «держать удар», то средним и мелким придется куда сложнее. Выплаты разорят их. Юристы уже потирают руки — грядет самая большая в истории современной России кампания по подаче исков. Причем не исключено, говорят адвокаты, что суммы окажутся намного более значительными, чем озвучивается сейчас. По данным газеты, возможно, ряд страховых компаний подадут консолидированный, то есть совместный иск. Если истцы докажут свою правоту, ответчик тоже вполне может разориться. Правда, кто им будет, пока неясно.

Как рассказал адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Лелявский, «всем искодателям придется подождать окончания расследования, потому как необходимо точно знать, что авария произошла по вине энергетиков, а не в связи, например, с терактом. Утверждения Чубайса здесь будет недостаточно».

К тому же может возникнуть череда юридических казусов. «Дело в том, что в рамках реформы электроэнергетики с 1 апреля из состава ОАО «Мосэнерго» было выделено дочернее предприятие ОАО «Мосэнергосбыт», к которому перешли права и обязанности по договорам энергоснабжения, которые ранее были заключены с потребителями «Мосэнерго», – рассказал Игорь Иванов.

То есть получается, что именно к «Мосэнергосбыту» и должны быть обращены все иски, в том числе и страховщиков. Но это все в теории. На практике же вырисовывается совершенно иная картина: у некоторых крупных энергопотребителей до сих пор еще действуют договоры об электроснабжении с самим «Мосэнерго». Что же касается мелких и средних потребителей, то они нередко получают энергию от небольших независимых компаний-посредников, к которым, вероятно, и придется подавать иски. Так что кто в итоге должен будет расплачиваться, не скажет сейчас наверняка никто, пишет издание.

Неясно и сколько получат пострадавшие. Согласно нормам Гражданского кодекса и типовым договорам электроснабжения «Мосэнерго», потребители вправе требовать от энергетиков лишь возмещения прямого ущерба, а с упущенной выгодой все обстоит значительно сложнее. Но ведь именно к этой категории относятся потери многих компаний, которые не могли нормально работать в период кризиса. К тому же добиться возмещения даже прямого ущерба будет исключительно трудно. У энергетиков есть законодательно прописанное право «при условии уведомления прекращать или ограничивать подачу электроэнергии абоненту, если это необходимо для предотвращения или ликвидации аварии в системе энергоснабжения». Если доказать, что давка в метро была «уведомительной» для тех, кому свет отключили в последнюю очередь, потребитель лишится права требовать возмещения даже прямого ущерба, считает газета.

Кто из пострадавших уже подсчитал ущерб

Ущерб, причиненный городскому хозяйству Москвы в результате аварии в системе энергоснабжения, составил 779 миллионов 344 тысячи рублей, сообщили в Департаменте экономической политики и развития города.

«Эта сумма ущерба, которую можно подтвердить документально», — уточнил источник, добавив, что «многие объекты городского хозяйства, здравоохранения, транспортной сферы и других ликвидировали последствия аварии в авральном режиме, поэтому многие потери не подтверждаются документально».

В эту сумму также не вошли потери Московского нефтеперерабатывающего завода, который оценивает простой с 25 по 30 мая в 3 миллиарда рублей.

По данным Департамента экономической политики, наибольший ущерб причинен объектам жилищно-коммунального хозяйства, промышленным предприятиям, магазинам, в том числе и Московскому нефтеперерабатывающему заводу в Юго-Восточном административном округе столицы. В этом округе средняя сумма ущерба составила около 400 миллионов рублей.

АМО «ЗИЛ» понес убытки в размере 95 миллионов рублей. Ущерб строительных организаций составил в результате аварии более 143 миллионов рублей. Кроме того, потери «Мосводоканала» составили 33 миллиона рублей, а «Мосводостока» — 27 миллионов.

Ущерб столичного метрополитена составил более 9 миллионов рублей, а «Мосгортранса» — около 16 миллионов рублей, сообщает ИТАР-ТАСС.

«Росптицесоюз» оценивает убытки подмосковных и тульских птицеводов в результате аварии в системе энергоснабжения не менее чем в 60 млн рублей.

В Московской области только предприятия коммунального хозяйства 9 пострадавших районов понесли убытки на сумму в 241 млн рублей. Окончательный размер ущерба еще не определен. Когда эта работа будет завершена, власти области подготовят иск к «Мосэнерго» или РАО ЕЭС.

Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка объявил о создании специальной комиссии, которая подсчитает ущерб и подготовит сводный иск к РАО ЕЭС.

Генеральный директор сети универсамов «Патэрсон» Юрий Яковчик заявил, что потери «как по выручке, так и по испорченному товару суммарно составили более 170 тысяч долларов. После того как будет определен размер ущерба и выяснится, кто несет ответственность за аварию, мы будем подавать иск».

В сети «М-Видео» не работало 7 из 23 магазинов бытовой техники. Недополученная выручка составила 400 тысяч долларов.

Общие потери банковских организаций Москвы начальник отдела денежного обращения Института открытой экономики Виктор Шпрингель оценил в 200 млн рублей.

На предприятии группы компаний «АльтерВест» в подмосковном Троицке, занимающемся производством мороженого, растаяло несколько тонн мороженого. По предварительным данным, потери составили около 500 тысяч долларов.

Как это было в США

Крупнейшая авария в энергосистеме Северной Америки, произошедшая 14 августа 2003 года, началась со сбоя на трех высоковольтных линиях электропередачи компании First Energy в штате Огайо. В ее адрес был подан ряд судебных исков. Однако, как отмечают специалисты, у энергетических компаний в США имеются весьма надежные меры юридической защиты от претензий, связанных с отключением электроэнергии из-за халатности. В июле 2004 года First Energy согласилась урегулировать один из коллективных исков и выплатить 89,9 млн долларов. При этом львиная доля расходов — 71,9 млн долларов — была покрыта страховыми компаниями.

www.newsru.com

*