* Приговор Ходорковскому

    * Интервью Людмилы Путиной

    * Расходы курильщиков в России

«Надежда растаяла как дым»

Вот и свершилось. Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев приговорены к 9-ти годам колонии общего режима.

По меткому наблюдению «Независимой газеты», это «стало абсолютным рекордом по делам, не связанным с «убойными» статьями УК, — больше в последнее время получали только по обвинению в терроризме и убийствах».

«Независимая» предлагает целый ряд комментариев, в том числе и статью лидера Российской Демократической Партии «Наш выбор» Ирины Хакамады.

«Многие будут говорить, что приговор ожидаем. Но мне до сих пор все-таки казалось, что власть достаточно вменяема. Хотя бы исходя из своей собственной безопасности», — заявляет известный политик.

«Ведь она до сих пор пыталась усидеть на двух стульях. Один — изоляционный традиционализм и поиски особого пути, способа совместить коррумпированную бюрократическую вертикаль власти с рынком. Второй стул — развитое демократическое государство, — рассуждает Хакамада. — Мне казалось, что исходя из этих колебаний власть выберет или условный срок, или хотя бы сокращенный срок в 5 лет, и с учетом того, что полтора года уже прошло, скостит срок по максимуму — лишь бы только избежать участия Ходорковского в выборах 2008 года. Но в конечном счете разум не победил».

«Это еще раз подтверждает известную формулу: воровская власть всегда боится. А испуганный и раненый зверь кусается достаточно жестоко, потому что ему больше нечего терять, — заключает лидер демократической партии. — Ходорковского боятся как человека, у которого все равно остались деньги. Ходорковского боятся как человека с политическими взглядами и со своей концепцией политического развития страны. Ходорковского боятся как вменяемого, не радикального, но оппозиционера, который готов пройти любой путь вплоть до заключения в тюрьме — для того чтобы отстоять гражданскую позицию. Такие люди самые опасные для коррумпированной власти».

А вот «Трибуна.РТ» полагает, что «комментарии вроде бы излишни».

«Нефтяному магнату и его партнеру по бизнесу так долго сидеть не придется, — прогнозирует издание. — Во-первых, приговор в ближайшее время будет обжалован — кассационную жалобу адвокаты подсудимых демонстративно начали писать еще до вынесения приговора, и теоретически судьи городского суда Москвы имеют право сократить сроки заключения. Во-вторых, по уголовной традиции сроки наказания исчисляются с момента заключения под стражу».

«Ходорковского взяли в Новосибирске 25 октября 2003 года, так что даже при самом худшем раскладе вещей не позднее 25 октября 2012 года он должен выйти на свободу», — подсчитала газета.

«Предмет особого разговора — возможное прошение о помиловании, — пишет «Трибуна.РТ». — Этот шаг будет серьезным моральным испытанием прежде всего для Михаила Ходорковского: подавая такое прошение, он тем самым бует вынужден признать свою вину и справедливость приговора. Но не только для него».

Газета напоминает недавнее предупреждение политолога Александра Ципко: «Дело не только и не столько в самом приговоре. Есть и еще одна проблема: президенту придется решать судьбу ходатайства Ходорковского о помиловании. И это будет очень непростым решением».

Заголовок в «Труде»: «Срок впечатляет».

«Защитники Ходорковского и Лебедева действительно намерены обжаловать вынесенный приговор, — подтверждает издание. — Уже известна даже примерная схема их действий. Сейчас у защиты есть 10 календарных суток на подачу жалобы в Мосгорсуд. Другая линия защиты — международная. От имени Ходорковского и Лебедева уже поданы жалобы в Европейский суд по правам человека».

Довольно эмоциональный комментарий публикует «Российская газета»: «Если у кого-то и теплилась тайная надежда на оправдательный вердикт, она растаяла как дым. Михаил Ходорковский получил девять лет лишения свободы. Такой же срок суд определил и Платону Лебедеву — главе МЕНАТЕПа. Когда эта цифра прозвучала, журналисты в зале схватились за диктофоны, возникла возбужденная суета — и судья была вынуждена «попросить» из зала наиболее активных акул пера».

«После того как судьи смолкли, заговорило все остальное общество: приговор стал главной новостью, и его живо обсуждали везде, где только можно, — констатирует издание. А началось обсуждение прямо на улице. Сразу после вынесения приговора активизировались участники митинга из числа сторонников Михаила Ходорковского. «Позор» и «Свободу Мише» — были самыми мягкими из лозунгов».

Особое внимание митингующим уделяют «Новые Известия»: «Сторонники Михаила Ходорковского вчера наконец-то добились у московских властей официального разрешения на митинг в защиту олигарха. Правда, к самому зданию их не пустили, остановив за сто метров до него. Напротив, через дорогу, расположились противники Ходорковского. Два пикета разительно отличались друг от друга».

А именно: «Участники первого периодически скандировали лозунги, свистели, дудели и размахивали флагами. Одна из девушек держала в руках маленькую клетку, в которой сидел игрушечный мишка. Вторые, закрывшись от дождя зонтиками, предпочитали разгадывать кроссворды и читать газеты. За весь день противники подсудимых не смогли выдавить из себя ни одного лозунга. Все их доводы были аккуратно развешаны на заграждении: «Вор должен сидеть в тюрьме».

Проживающий в Израиле совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин рассказал «Газете», что считает приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву «жестоким, безнравственным и направленным на их физическое уничтожение, а политический режим в России — преступным и неконституционным». Невзлин обещает доказать Западу, что «по стилю правления Владимир Путин ничем не отличается от президентов Белоруссии и Узбекистана Александра Лукашенко и Ислама Каримова».

«Комсомольская правда» философствует: «В этой истории настолько тесно переплелись политика, экономика, финансовые уловки и откровенная уголовщина, что рядовому гражданину, пожалуй, сегодня уже трудно разобраться, за что же именно осужден некогда один из самых богатых и влиятельных россиян».

«Московский комсомолец» подытоживает: «Из самого богатого человека России сделали самого известного заключенного».

«Коммерсант» разузнал, «как будет сидеть опальный олигарх». «По прибытии в зону заключенный Ходорковский попадет в отряд с обычными условиями содержания: заключенные живут в общежитиях, похожих на обычные казармы, и могут свободно перемещаться внутри помещения, соблюдая распорядок дня, — информирует издание. — Ежемесячные расходы ограничены тремя МРОТ (2160 руб.) За год можно получить шесть посылок, шесть бандеролей, шесть краткосрочных (четыре часа) и четыре длительных свидания (трое суток). С разрешения администрации можно вести телефонные разговоры (не более 15 минут каждый)».

Более того: «За нарушения порядка можно попасть в отряд со строгими условиями отбывания наказания: проживание «в запираемых помещениях», прогулка 1,5 часа, разрешено тратить только деньги, заработанные в колонии. В год можно получить три посылки, три бандероли, два коротких и два длительных свидания».

«Как профессиональный менеджер, Михаил Ходорковский, скорее всего, займется административной работой, заняв пост нарядчика, диспетчера производства, заведующего клубом, библиотекой. Его зарплата составит 700-1500 руб, — пишет «Коммерсант». — Формально заключенный может с разрешения начальника колонии заниматься бизнесом (в форме индивидуальной трудовой деятельности или создания ООО). В действительности это не практикуется. В лучшем случае можно попасть на участок «ширпотреба», где заключенные пишут картины, режут по дереву, плетут мебель, ремонтируют автомобили».

Муж как «направляющая линия»

Людмила Путина встретилась с журналистами трех российских газет. Беседа состоялась в Милане, где проходил второй этап международного российско-итальянского детского форума «Орленок».

«Конечно, хотелось бы, чтобы каждый ребенок имел возможность ездить по обмену в другие страны. Но ресурс общественных организаций все-таки ограничен. И помогая школьникам, я понимаю, что это очень маленький вклад в общее дело, — поскромничала супруга российского лидера. — Но, как говорится, нужно иметь большое мужество, чтобы делать маленькие дела».

«А моим детям, считаю, повезло, что у них такие родители, которые никогда не спрашивали, какие оценки они получили, позволяли им не ходить в школу, когда они уставали, какое-то время, правда, вынужденно, давали им домашнее образование, — откровенничает Людмила Путина. — Представьте: ребенок должен идти в школу рано утром и выдерживать 10-часовой стресс — это безумное чередование предметов: физика, спорт, математика».

На вопрос, возражал ли муж против ее методов воспитания детей, супруга президента ответила: «Он, к счастью, никогда не вмешивался. Муж для меня всегда был как «направляющая линия». Он всегда говорил, чего бы он хотел, а я принимала решение и потом даже забывала, что на самом деле этого хотел он. Но в нашей семье никогда не экономили на учебе и отдыхе. И если заходила речь о том, заниматься ли девочкам танцами, ходить в школу, где не один иностранный язык, а два, но это дороже, то мой муж денег на образование никогда не жалел».

Были и каверзные вопросы: «А Владимир Владимирович с вами советуется? Бывает так, что он говорит, что не знает, какое решение должен принять?»

Людмила Путина дала любопытный ответ: «Такого ни разу не было. Может быть, потому, что я могу начать навязывать ему свое мнение».

«Менталитет у нас не тот»

Ежегодно в день борьбы с курением Всемирная организация здравоохранения подсчитывает потери. От болезней, связанных с курением, умирает около 5 миллионов человек в год, а к 2020 году таких будет 10 миллионов, — цитирует горькую статистику «Российская газета».

«Россия по количеству курильщиков занимает «почетное» третье место в мире после Китая и США. Однако по количеству сигарет на душу населения мы впереди планеты всей, — продолжает издание. — Самой большой проблемой у нас становится детское курение: по оценкам медиков, регулярно курят от 40 до 50 процентов подростков обоего пола».

«Как же российское государство борется с этим злом? — вопрошает газета. — Если опустить всевозможные акции типа «конфеты вместо сигареты», которые проводятся один день в году, и конференции медиков, то арсенал становится удручающе мал. Грозят новым увеличением цен на сигареты с помощью акцизов. Знатоки возражают: курильщик откажется от чего-то другого, но не от затяжки».

«Впрочем, есть и более изощренные способы борьбы — штрафные санкции за курение в неположенном месте. Во многих странах штрафы поистине драконовские. Например, в Великобритании — до 500 фунтов, в Италии — до 300 евро. Курильщиков превращают чуть ли не в прокаженных, изгоняя из всех общественных мест, — пишет издание. — У нас же перечень запрещенных для курения мест хоть и вырос в последнее время, зато сократился перечень лиц, которые имеют право оштрафовать. Скажем, пожарные уже не имеют такого права. По сути только милиционер может выписать квитанцию. При этом штраф в 100 рублей остается неизменным вот уже несколько лет».

«В большинстве же случаев реально невозможно наказать нарушителя за курение в неположенном месте. Да и общий менталитет у нас не тот», — сокрушается автор статьи под заголовком «Наша затяжка самая дешевая».

Обзор подготовила Изабелла Аладышева, Служба мониторинга Би-би-си

среда, 01 июня 2005 г., 00:14 GMT 04:14 MCK

Би-би-си

*