Вчера пресс-служба авиакомпании Utair официально прокомментировала инцидент в аэропорту Ханты-Мансийска с самолетом АН-140, на борту которого находился самарский губернатор Константин Титов. В минувший понедельник господин Титов, в составе делегации самарского завода «Авиакор» и Харьковского авиационного предприятия (ХГАПП) участвовал в презентации АН-140 в рамках тендера, объявленного Utair на закупку региональных самолетов. При вылете из Ханты-Мансийска на протяжении 40 минут у АН-140 никак не удавалось запустить двигатель. Как сообщил „Ъ“ источник в авиакомпании Utair, этот казус «вполне может отразиться на перспективах российского самолета в борьбе за победу в тендере».

Ъ Ан-140 — 52-местный региональный самолет, был разработан украинским Авиационным научно-техническим комплексом им. Антонова десять лет назад. Он призван заменить уже не выпускаемые Ан-24 и Як-40, парк которых постоянно сокращается. Максимальная дальность полета 2,1 тыс. км. Крейсерская скорость 575 км/ч. Серийное производство было развернуто на Харьковском государственном авиационном предприятии (ХГАПП). Первый украинский серийный Ан-140 был поднят в воздух в 1999 году. Сейчас эти самолеты производятся в ХГАПП компанией HESA (Иран) и на самарском «Авиакоре». По оценкам экспертов, объем рынка АН-140 в России оценивается в 80-100 самолетов. Стоимость самолета — $7,5-8 млн.

Участие в тендере, объявленном авиакомпанией Utair на закупку пяти региональных самолетов, стало фактически первым выходом АН-140 на отечественный рынок. (В настоящее время «Авиакор» заключил только один контракт на поставку двух самолетов авиакомпании «Самара» — „Ъ“.)

Ан-140 вышел во второй этап тендера вместе с канадской компанией Bombardier (DASH-8), французской ATR (ATR-42) и ирландской лизинговой компанией Magellan (ATR-42).

В минувший понедельник презентовать самолет в Ханты-Мансийске отправился лично губернатор Самарской области Константин Титов. Как заявила „Ъ“ пресс-секретарь губернатора Людмила Такоева, «АН-140 — это детище Константина Титова, и он поехал лоббировать его интересы». Кроме него в состав делегации вошли генеральный директор ХГАПП Павел Науменко, председатель совета директоров ОАО «Авиакор-авиационный завод» Альберт Авдошин и генеральный директор авиакомпании «Самара» Родион Ковалев. Стоит отметить, что члены делегации отправились в Ханты-Мансийск на самолете харьковской сборки (самарский АН-140 в настоящее время проходит летные испытания — „Ъ“).

Сама презентация ограничилась осмотром самолета представителями авиакомпании Utair и чиновниками ханты-мансийской администрации. Так, заместитель губернатора ХМАО Вячеслав Новицкий отметил, что новый самолет предназначен «для северных территорий». А вот гендиректор Utair Андрей Мартиросов категорически отказался рассказать о впечатлениях, которые произвела на него презентация Ан-140, ссылаясь на этические соображения. «Все выводы будет делать тендерная комиссия. Именно она должна решить, какой самолет больше подойдет для компании», — отметил он.

После того как самарская делегация собралась вылететь в Самару, с АН-140 произошел неприятный инцидент. Дело в том, что у самолета никак не удавалось запустить двигатель. Как сообщил вчера „Ъ“ начальник пресс-службы Utair Игорь Блинов, «некоторая задержка с вылетом Ан-140 из Ханты-Мансийска действительно произошла. Но она ни в коей мере не связана с какими-то техническими недоработками самолета. Задержка связана с резким перепадом температур, в условиях которого оказался самолет». По мнению господина Блинова, «инцидент не отразится на перспективах АН-140 в тендере, объявленном Utair».

По свидетельству очевидцев, АН-140 простоял на летном поле около сорока минут, прежде чем пилотам наконец-то удалось «завести самолет». Руководство «Авиакора» ситуацию комментировать отказалось, сославшись на неосведомленность.

По словам источника „Ъ“ в Utair, инцидент «вполне может повлиять на перспективы АН-140». По его мнению, «тендерная комиссия, скорее всего, отдаст предпочтение пусть и более дорогим, но более надежным западным самолетам, которые заводились с первого раза». Предварительные результаты тендера будут обнародованы после 25 февраля.

Стоит отметить, что господин Титов, продвигая товары Самарской области на рынке, не впервые попадает в подобные ситуации. В сентябре 2002 года на презентации сборочного конвейера СП «GM-АвтоВАЗ» самарский губернатор на глазах у всей страны (сюжет об этом транслировался на центральных телеканалах — „Ъ“) не смог закрыть дверцу новенького Chevrolet-Niva, который он купил за несколько минут до этого.

РОМАН БАГРОВ

«Коммерсантъ» в Самаре»

№30 от 19.02.2004, четверг

"Коммерсантъ"

*