«Это был крик души, а не бунт». Приговорили участников беспорядков в Новокуйбышевской колонии
Вчера Самарский облсуд вынес приговор четверым заключенным, обвиняемым в организации бунта и убийстве сокамерника в августе прошлого года в Новокуйбышевской колонии строгого режима УР 65/3. В общей сложности подсудимые получили 63 года лишения свободы. Их адвокаты намерены обжаловать приговор.
29 августа прошлого года в Новокуйбышевской колонии строгого режима УР 65/3 (Самарская область) произошел бунт заключенных. Как установило следствие, накануне по указанию начальника оперативной службы колонии Вадима Косова активист секции дисциплины и порядка (СДП), сотрудничающей с администрацией колонии, Вадим Сергин избил осужденного, недавно этапированного в колонию. Это стало причиной обострения конфликта между заключенными, входящими в СДП, и «отказниками», не сотрудничающими с администрацией. Четверо из них под руководством «смотрящего» за зоной Сергея Тибайкина избили семерых активистов СДП и убили с помощью металлической трубы и кувалды Вадима Сергина. Затем «смотрящий» Тибайкин призвал колонию к бунту, в котором приняли участие около пяти сотен заключенных (всего в УР 65/3 содержался 1071 зэк).
Взбунтовавшиеся ломали заграждения между отрядами, били стекла, ломали мебель и сожгли две сторожевые вышки. Затем они собрались на плацу и потребовали приезда руководства ГУИН и прокуратуры, которым передали около 50 жалоб на условия содержания в колонии. После приезда представителей прокуратуры заключенные разошлись.
В декабре облпрокуратура обнародовала результаты расследования причин бунта в колонии. Фактически прокуратура обвинила администрацию колонии в том, что она «своими неумелыми и непрофессиональными действиями толкнула людей на массовые беспорядки». По результатам проверки начальнику ГУИН Минюста России по Самарской области Александру Левину и начальнику учреждения УР 65/3 Константину Воякину прокуратурой были внесены представления и протесты. А Вадим Косов, которому было предъявлено обвинение по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), предстал перед судом. Приговор по его делу еще не вынесен.
24 марта в самарском СИЗО начался суд над заключенными, участвовавшими в бунте. Сергей Тибайкин, Алексей Моисеев, Виталий Накрайников и Алексей Штыров обвинялись в убийстве, организации и участии в беспорядках, а также в дезорганизации деятельности исправительного учреждения. В ходе процесса были опрошены десятки свидетелей — как сотрудников колонии, так и заключенных. Причем последние согласились стать свидетелями обвинения только на условиях анонимности.
Вчера судья Михаил Медведев вынес приговор. За беспорядки Сергей Тибайкин получил 18 лет, Алексей Моисеев — 11, Виталий Накрайников — 12,5. Алексей Штыров был признан виновным в убийстве и осужден на 23 года.
«Я не согласна с приговором суда,— заявила адвокат Алексея Штырова Гульнара Гафарова.— Он неоправданно жесток. Тем более в убийстве фактически обвинили только моего подзащитного». Адвокаты других осужденных также собираются подать жалобы. «Мы хотим, чтобы с наших подзащитных сняли обвинение в организации и участии в массовых беспорядках, поскольку это был крик души, а не бунт. И единственная возможность достучаться до руководства ГУИН и прокуратуры»,— сказала „Ъ“ адвокат Вадима Накрайкина Наталья Белозерцева.
РАФАЭЛЬ ХАЙБРАХМАНОВ
№97 от 31.05.2005, ВТ
*