Как сообщил вчера «Новым Известиям» заместитель министра транспорта Александр Мишарин, если нынешние объемы финансирования отрасли сохранятся, через пять лет пригодными для движения останутся 5% региональных дорог и лишь каждая пятая федеральная. Россияне беспокойство чиновника разделяют. По последним данным ВЦИОМ, лишь 3% опрошенных полностью довольны качеством наших автодорог, и 76% оно в той или иной мере не устраивает.

Ремонт идет по техническим нормативам, утвержденным еще до Второй мировой войны.

В Министерстве транспорта о дорожной проблеме знают, но решить ее пока никак не могут. «Около 60% федеральных трасс и более 70% региональных дорог не соответствуют тем или иным требованиям: плохая прочность асфальта, колейность, освещение, безопасность и ряд других показателей», – рассказал «Новым Известиям» заместитель министра Александр Мишарин. Основная причина, по его версии, – недостаточное финансирование. «Если финансирование нашей отрасли будет продолжаться такими же темпами и объемами, то к 2010 году в России останутся пригодными для движения только 5% региональных дорог и 22% федеральных», – предупреждает чиновник. По его словам, федеральные расходы на дорожное хозяйство за последнее время значительно сократились. «Для сравнения, – говорит замглавы Минтранса, – в 2000 году нам выделялось 3% от внутреннего валового продукта, в этом – только 1,1%».

В то же время, по словам специалистов, причина бедственного положения наших дорог кроется не в недостатке финансирования, а в использовании ненадежных, но выгодных дорожникам технологий при ремонте и строительстве трасс. «Фундаменту дороги – ее земляному полотну необходимо обеспечить достаточную прочность и плотность, – комментирует «НИ» ситуацию научный сотрудник геологического факультета МГУ Михаил Коровин. – Но этого не делается, потому что строители работают по нормам и стандартам, которые были утверждены еще до Второй мировой войны. А тогда, напомню, нагрузки на магистрали были в сотни, а где-то и в тысячи раз меньше». Технологии, утверждают специалисты, давно известны, они не раз и не два предлагались к внедрению нашим дорожным начальникам авторитетными учеными и практиками, но воз и ныне там – на разбитой дороге.

В столице ситуация несколько лучше. Как показал опрос ВЦИОМ, в разной степени удовлетворены качеством дорог 32% москвичей. Однако у мегаполиса своя специфика. Как рассказали «НИ» в пресс-службе департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, одной из основных проблем развития транспортной инфраструктуры города является его интенсивная автомобилизация. Иными словами, столичный асфальт просто не справляется с нагрузкой от растущего потока машин. Чтобы решить проблему, городские власти намерены увеличить плотность улично-дорожной сети с 5,3 до не менее чем 8 км на 1 кв. км, а протяженность городских магистралей – с 1245 до 1900 км. Из них 55 км придется на Третье кольцо и 93 км – на дублеры главных магистралей.

Вернемся, однако, к данным социологов. По мнению 72% россиян, для улучшения условий движения по городам и весям в первую очередь нужно просто отремонтировать дорожное покрытие. Еще 36% считают, что дороги надо осветить. А вот платить за хорошие дороги люди не готовы: менее 1% видят решение проблемы в том, чтобы сделать некоторые имеющиеся дороги платными.

Редкая российская дорога обходится без ежегодного ремонта.

Замминистра транспорта Александр Мишарин считает в свою очередь, что строительство платных дорог сможет в некоторой мере улучшить ситуацию с финансированием дорожного хозяйства и инвестиционный климат. По его словам, доля платных трасс в стране составит не более 3–5% от общего объема российских автодорог, однако именно они, по расчетам специалистов, примут на себя до четверти всего трафика.

«Примеры возведения государством платных дорог есть, – продолжает г-н Мишарин. – Один из них – кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга. Она строится на бюджетные средства». Платить же за проезд по ней, по словам чиновника, придется не всем, а только тем, кто эту трассу собирается использовать для коммерческих нужд, то есть транспортным компаниям. «Эти деньги позволят содержать дорогу в надлежащем состоянии, причем сэкономленные бюджетные средства можно направить на строительство новых трасс», – подчеркнул замминистра.

Между тем россияне к такой перспективе относятся с подозрением. 26% опрошенных опасаются, что платные дороги будут слишком дорогими, 23% – что власти перестанут заниматься строительством, ремонтом и благоустройством бесплатных дорог, 21% – что платные дороги постепенно вытеснят бесплатные. Лишь каждый пятый не видит в них никаких подвохов со стороны государства. Правда, почти 70% респондентов никогда не приходилось пользоваться платными автотрассами ни дома, ни за границей.

Как меняются российские дороги?

Людмила АРТЕМЬЕВА, актриса, исполнительница главной роли в телесериале «Таксистка»:

– Очевидно, что в Москве появляются новые трассы, ремонтируются дороги, появляются светофоры в тех местах, в которых уже и Бога бесполезно было просить об их появлении. Но Москва – не показатель всей страны. Чем дальше от столицы, тем дела обстоят хуже: дороги изрытые, измятые. Причем из года в год – одно и то же…

Валерий ДРАГАНОВ, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

– Ситуация в дорожном хозяйстве ухудшается с каждым месяцем и днем. И виной тому две причины: хроническое недофинансирование из федерального бюджета и неэффективное управление уже имеющимися финансами. Что касается платных автотрасс, то это отнюдь не панацея, а лишь возможность изыскать дополнительные средства для поддержки и эксплуатации уже существующих дорог.

Ирина ХАКАМАДА, лидер партии «Наш выбор»:

– В целом по стране автодорог нет. Они неконкурентоспособны по перевозкам по сравнению с железной дорогой. Поэтому рабочая сила не может двигаться по всей стране. Вдоль дорог нет никакой инфраструктуры: ни дешевых отелей, ни чистых и приятных кафе, ни бензозаправок… Россия не живет дорогами, и вокруг дорог нет жизни.

Сергей ДОРЕНКО, журналист:

– Ситуации с дорогами у нас в стране не существует. Поскольку не существует самих дорог. Вот, например, трасса М-1 – проселок. М-4, связывающая центр с югом, – тоже проселок. А дорог нет…

АНДРЕЙ ГУЛЮТИН

31.05.05

вторник

«Новые Известия»

***