Михаил Федотов. Форс-минор по Чубайсу
(НИ). Эту сценку я наблюдал на родине Анатолия Чубайса, в Санкт-Петербурге, несколько дней назад. Лил дождь. По широким аллеям Константиновского дворца, охранники которого уважительно называют президента «хозяин», в такт дождю разъезжала поливальная машина и приумножала влажность. Возле гостевого домика тотально прорезиненный человек с помощью пластиковой швабры методично сгребал средних размеров лужу в близлежащий канализационный колодец. Лужа, естественно, не убывала. И не только потому, что шел дождь под аккомпанемент поливальной машины, но еще и по той простой причине, что данная лужа подпитывалась ручейком из другой, куда более обширной, с размахом расположившейся ввиду неровности асфальта у парадного входа.
Конечно, разумнее было бы заранее положить асфальт правильно, с уклоном в сторону колодца. Но приказ есть приказ – и прорезиненный человек продолжал свою монотонную работу на вверенном участке. Ведь, как известно, бессмысленный труд оплачивается не хуже, чем обыденно осмысленный, и гораздо лучше, чем наполненный пониманием перспектив.
Неужели Анатолий Чубайс не понимал непреходящую ценность своего поста? Не понимал, что сохранить его за собой гораздо проще, если неспешно, но методично «сгребать лужу», не инициируя радикальных реформ в отрасли, не ввязываясь в партийное строительство, не вкладываясь в свободомыслящее телевидение? Ведь сколько у нас высокопоставленных начальников, которые только то и делают, что плюхаются в лужи, но продолжают смиренно их сгребать, получая за это всевозможные цацки и не только их. Не вписывается Чубайс в нынешнюю дворцовую коммуналку и тем, что реформы его ведут не к укреплению, а к расчленению монополии и ликвидации чубайсовского поста вообще. И партия его почему-то еще не влилась в «Единую Россию». И телеканал его еще продолжает расходиться во мнениях с первой и второй кнопками. Короче, кто тут на «ч»? На выход с вещами.
Да, очень своевременно сгорел трансформатор на подстанции Чагино. На этом фоне и сравнительно мелкая авария в Сочи, сливаясь со столичным энергодефолтом, выросла до размеров национальной катастрофы. И что приятно – виноватого искать не нужно: прокуратура, едва дослушав сдержанный президентский комментарий, сразу вызвала на допрос именно Чубайса, а не начальника подстанции или руководителя «Мосэнерго». А тут и Дума подоспела со своей комиссией, и Счетная палата навалилась, и все телевизионные кнопки отжались, ибо сказано: куда конь с копытом, туда и рак с клешней. И только неугомонный Басаев все пытался перетянуть одеяло на себя, тараторя в Интернете: это я подстроил, я взорвал… Но сегодня он явно лишний. Лозунг «Все на борьбу с Чубайсом!» уже прозвучал, и он будет аукаться в эфире ровно до того момента, пока не прозвучит следующий президентский комментарий.
Каким он будет? Не будем гадать, а взвесим все за и против. Эмоциональный подъем от увольнения Чубайса, несомненно, поднимет президентский рейтинг (и это плюс), но в пределах погрешности (и это минус). На освободившееся место можно будет назначить кого-то из своих, питерских (плюс), но вряд ли он сможет осуществить реформу Чубайса лучше самого Чубайса (минус). Можно, конечно, повернуть реформы вспять и объявить ее инициаторов вредителями (плюс), но изношенная и перегруженная энергетическая система держится буквально на честном слове (минус). Чтобы сохранить систему, не реформируя, придется многократно увеличить тарифы (минус), что приведет к резкому росту цен на все и вся (опять минус). Умный человек ни за что не возьмется сгребать такую лужу (минус), но в коридорах власти их так мало. Неужели теперь это плюс?
Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.
31.05.05
вторник
***