Полосатый рейс. Есть выражение «Жизнь – как зебра: черная полоса чередуется с белой». Так и в новом мультипликационном, а говоря по-новомодному, анимационном фильме «Мадагаскар» (Madagascar) у его героев – животных из нью-йоркского зоопарка в Центральном парке жизнь пошла полосами. То они наслаждаются вниманием детей и взрослых и полным пансионом, но в неволе, то получают полную свободу на далеком острове Мадагаскар.

И все это происходит по вине, или, лучше сказать, благодаря неукротимому желанию холеной зебры Марти (Крис Рок) вкусить свободы, что за высоким забором зоопарка. Марти, увлеченный примером свободолюбивой четверки пингвинов, решивших убежать в родную Антарктику, после закрытия вырывается за ворота зоопарка, чтобы полюбопытствовать, как живет большой город.

Марти собирается вернуться к утру, но обстоятельства складываются так, что с возвращением придется подождать.

Друзья Марти – король городских джунглей лев Алекс (Бен Стиллер), жираф-ипохондрик Мелман (Дэвид Швиммер) и толстуха-гиппопотам Глория (Джада Пинкетт Смит) – пускаются на поиски Марти, чтобы избежать скандала с побегом и вернуть друга в стойло.

Появление на городских улицах диких (с точки зрения нью-йоркских обывателей) животных вызывает панику, и доблестный полицейский спецназ излавливает четверку четвероногих (пингвины все-таки сбежали!). Власти принимают решение отправить нарушителей в заповедник в Кении. Бедолаг заколачивают в деревянные ящики и помещают на палубу сухогруза, идущего к берегам Африки.

Но корабль захватывают «совершенно случайно» оказавшиеся на нем беглецы-пингвины. И в результате резкого поворота в направлении Антарктики ящики с нашей четверкой падают в воду, и волны выносят всех четверых на пустынный песчаный берег.

Мы, в отличие от героев знаем, что это не Сан-Диего в Калифорнии, как они поначалу решили, а Мадагаскар. Марти, как и ожидалось, немедленно начинает наслаждаться плодами свободы, а его друзья никак не могут к ней приспособиться. Постепенно они начинают привыкать к свободе, она же – необходимость выживать в незнакомом мире, полном хищников и других опасностей.

Всякий, кто пережил эмиграцию и врастание в новую жизнь, легко может отождествить себя с героями фильма. Так, многие иллюзии и ожидания тех, кто, как и ваш покорный слуга, прибыл к песчаным пляжам и пальмам Калифорнии, не выдержали сравнения с реальностью, оказавшейся суровой школой выживания в совершенно незнакомых условиях.

Но такого рода ассоциации, конечно, не посетят большинство зрителей, детей в первую очередь. Они увидят историю о четырех совершенно разных по характеру друзьях, чья дружба выдержала испытание свободой. Взрослые, особенно те, кто знают и любят кино и интересуются американской жизнью, оценят многие намеки на известные голливудские фильмы и другие элементы популярной культуры. Этот прием прекрасно оправдал себя в двух сериях «Шрека», поставленного на той же студии «DreamWorks».

Должен сказать, что «Мадагаскар» по классу уступает «Шреку», особенно первой серии. Но некоторые недостатки сценария частично искупаются режиссерской изобретательностью постановщиков Эрика Дарнелла и Тома Макграфа.

Что касается актеров, то только двое из четверых основных характеров приобретают дополнительную глубину благодаря озвучиванию. Безусловно хорош Крис Рок, давший голос зебре Марти. Все в Америке знают, что Рок – чернокожий комик, смело обыгрывающий расовые стереотипы и даже спекулирующий на них в своих сольных программах. Вполне естественно поэтому, что зебра Марти слегка запутался в цвете своей кожи… простите, шкуры! Голос Рока, несколько истерически-надрывный, уже сам по себе характер, даже если не видеть картинки фильма.

В этом смысле на фоне Криса Рока лев Алекс Бена Стиллера как-то «не звучит». Интереснее слушается жираф-нудник Дэвида Швиммера. А бегемотихе Джады Пинкетт Смит просто не дали достаточно материала, чтобы актриса проявила себя.

Я лично фильм воспринял без особого энтузиазма, поскольку в техническом отношении он не представляет интереса, как, например, недавний экспериментальный «Полярный экспресс» режиссера Роберта Земекиса. К счастью для не очень заинтересованного взрослого, картина получилась очень короткая. Что, напротив, хорошо для родителей, которые придут смотреть ее с маленькими детьми.

Кстати, оптимистический финал фильма предполагает возможность продолжения «полосатого рейса». Одно из возможных направлений – Париж!

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

27.05.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***