Шасть с соток! С каждым годом вокруг Самары все больше брошенных дачных участков
Изголодавшихся за долгую зиму по теплому солнышку, зеленому лесу и прелой земле самарцев, массово двинувшихся на дачи, очень часто ждут неприятные сюрпризы.
Пенсионер Павел Круглов обнаружил на своем участке полный разгром. Дверь в и без того хлипкий домик выбита, комнаты загажены. Алюминиевая посуда бесследно исчезла. Искать ее надо в пунктах приема цветного металла, только заниматься этим никто, естественно, не будет. И потому в который уже раз пенсионер Круглов решил бросить и свои политые потом шесть соток, и избушку на курьих ножках.
Открытие массового дачного сезона преподнесло горожанам немало разных сюрпризов. Отчасти прогнозируемых, отчасти — нет. После схода снегов и вешних вод самарские милиционеры при содействии пытливых огородников выявили уже не одного «подснежника», как на профессиональном сленге именуются вытаявшие из снега мертвецы. Да и пепелищ на месте еще осенью добротных избушек тоже хватает. Таковые обнаруживаются нынче, как, впрочем, и в прошлом году, почти в каждом садово-дачном кооперативе вокруг областного центра.
— Когда я это увидел, у меня волосы встали дыбом, так что шапка слетела, — делится впечатлениями старожил кооператива «Водника» Петр Прокопович. И было отчего. Неизвестные злодеи умудрились умыкнуть с дачного домика… металлическую кровлю. Где теперь деньги на новую наскрести? Так и будет стоять пока — безголовый.
— Все воруют. Подчистую, -вздыхает его товарищ по несчастью Сергей Востриков. — Ну, я понимаю еще, тащат водопроводные трубы, железные бочки, заборные столбы. Но ведь прут даже сковородки, чайники и алюминиевые ложки. Зачем? На них полпачки сигарет не купишь. Нет, в милицию мы не обращаемся, нам говорят: у вас частная собственность, сами и сторожите.
Потому, видимо в сводки пригородных райотделов такие преступления попадают крайне редко. Да и зачем бомбардировать жалобами милицию, которая, если верить отчетам, без того периодически проводит операции под кодовым названием «Дача»? Другой вопрос, какие результаты дает эта стратегия. К примеру, дачные территории поселков Смышляевка, Стройкерамика. Петра Дубрава постоянно подвергаются налетам коренного населения, «В этих поселках проживают только две категории граждан: преступники и их жертвы, которые периодически меняются местами, — как-то просветил корреспондента «РГ» знакомый сотрудник прокуратуры. — Поэтому местным дачникам остается уповать не столько на милицию, сколько на Бога».
— Большинство преступлений, совершенных в зимний период выявляются только месяца три-четыре спустя, когда уже не остается никаких следов и улик. Раскрывать такие грабежи крайне сложно, хотя мы и стираемся, поясняют сотрудники Волжской» райотдела милиции, на территории которого расположены эти дачные массивы. — Поэтому возбуждение уголовных дел по такого рода фактам происходит нечасто.
Правда. в соседнем райотделе правоохранители практически моментально нашли грабителей, которые, видимо по незнанию, обворовали дачу крупного чина из областного УВД. И все похищенное добро быстро вернули владельцу, а преступники отправились в места не столь отдаленные.
Наученные горьким опытом состоятельные люди принимают собственные меры к обороне недвижимого загородного имущества. В частности, нанимают казаков, которые, патрулируя конными разъездами подведомственную территорию, не дают спуску бомжам и прочим антисоциальным элементам, так и норовящим спереть все, что плохо лежит. Впрочем, известны случаи, когда в своем сторожевом рвении казаки избивали подвернувшихся под руку добропорядочных граждан, а также разбивали и грабили дачи. Но это. как гутарят станичники, «лес рубят щенки летят».
Погромы в дачных массивах — напасть далеко не новая, она восходит еще к советским временам. Но поражают нынешние ее масштабы. Вряд ли в наших весях найдется такой дачник, который так или иначе не пострадал бы от воришек или того хуже, поджигателей и бомбистов. Анатолий Салматович Газизуллин, инженер одного из самарских заводов, вот уже и третий раз восстанавливает свою фазенду, в очередной раз погоревшую в Челно-Вершннском районе. Виновников поджога, как всегда, местному участковому установить не удалось. А может, не слишком рьяно искал. Найдешь кого-нибудь из своих земляков и что с ним творить?
…Страсть к садово-огородному труду, взращенная вековыми узлами родовых крестьянских корней, в российском человеке неистребима. Утомленный суетой городской жизни, заклятый дачник твердо знает: и впредь всегда будут грабить и жечь его дачу, воровать плоды деревьев и грядок. Но многие, похоже, доведены уже до предела и, несмотря на то, что земля в России — больше, чем земля, начинают отказываться от своих когда-то взлелеянных соток. Вокруг Самары сегодня сотни, если не тысячи брошенных дачных участков, которые десятилетиями кормили многие семьи. Но теперь их содержание — только себе в убыток. Стоимость проезда на транспорте постоянно растет. Плюс расходы на рассаду, удобрения, полив, охрану. Кроме того, садоводачные кооперативы, которые теперь принудительно обзавелись статусом юридических лиц, душат непосильные налоги, хотя живут они исключительно на членские взносы и не ведут никакой коммерческой деятельности…
«Российская газета» № 112 (3781) от 27.05.2005.
*