Миноритарные акционеры “АвтоВАЗа”, борющиеся за возврат в устав завода пункта о выплате дивидендов по привилегированным акциям в размере 10% от чистой прибыли, хотят помешать заводу выплатить дивиденды по итогам 2004 г. Им не понравилось, что “АвтоВАЗ” решил сократить выплаты владельцам “префов” в четыре раза — до 2% от чистой прибыли. >>>

В 2004 г. “АвтоВАЗ” выпустил 717 981 машину. Выручка по РСБУ выросла на 17% до 125,9 млрд руб., а чистая прибыль – на 20% до 5,6 млрд руб. Около 53% акций “АвтоВАЗа” контролирует его менеджмент, 8% принадлежат Внешэкономбанку, еще около 18% – работникам предприятия. Остальное обращается на биржах.

Борьба миноритарных акционеров — владельцев привилегированных акций “АвтоВАЗа” Виктора Цобенко и шведского инвестфонда HQ Fonder Sverige AB длится более трех лет. Они настаивают на возврате в устав “АвтоВАЗа” пункта о выплате дивидендов по привилегированным акциям в размере не менее 10% чистой прибыли. Эта норма была вычеркнута из устава в 2002 г. Миноритарии с тех пор выиграли немало исков в судах различных инстанций, признавших то решение собрания акционеров незаконным.

В последний раз победа была одержана в марте: арбитражный суд Самарской области вообще признал недействительными два спорных пункта устава “АвтоВАЗа”, в которых речь идет о размере дивидендов по “префам” и порядке голосования ими. На это решение Цобенко впервые удалось получить и исполнительный лист. Он обязывает концерн исключить спорные пункты из устава до 13 июня. Ответственность за это возложена на председателя совета директоров концерна Владимира Каданникова.

Несмотря на споры с миноритариями, “АвтоВАЗ” все эти годы исправно платил по “префам” не меньше 10% заработанной прибыли. “Благодаря этому «префы» были наиболее популярны у инвесторов и стоили на 2-5% дороже обыкновенных акций”, — замечает аналитик “УралСиба” Кирилл Чуйко. Но в этом году “АвтоВАЗ” решил уравнять своих акционеров в правах и выплатить по обоим типам акций одинаковые дивиденды — по 23 руб. на каждую. Такую рекомендацию собранию акционеров, назначенному на субботу, совет директоров “АвтоВАЗа” утвердил 21 апреля. Всего на дивиденды “АвтоВАЗ” хочет направить 738,8 млн руб. — 13,19% от чистой прибыли. Но владельцы привилегированных акций получат только 2% от чистой прибыли (113,9 млн руб.). Для сравнения: по итогам 2003 г. дивиденды “АвтоВАЗа” составили 95 руб. на привилегированную и лишь 6 руб. на обыкновенную акцию, а прогноз ОФГ дивидендов по “префам” за 2004 г. был 125 руб.

Возмущенные миноритарии не смирились с этим. Как рассказал “Ведомостям” Цобенко, он подал иск в арбитражный суд Самарской области, требуя признать недействительным это решение совета директоров “АвтоВАЗа”. Адвокат миноритариев Валерий Шумилин уточняет, что его клиент также требует обязать “АвтоВАЗ” принять решение о выплате за 2004 г. 10% чистой прибыли по привилегированным акциям. В обеспечение иска Цобенко просит суд запретить собранию акционеров “АвтоВАЗа” 28 мая принимать решение по дивидендам за 2004 г. В суде “Ведомостям” подтвердили принятие иска Цобенко к рассмотрению, но не уточнили, когда будет рассмотрено заявление об обеспечительных мерах. В “АвтоВАЗе” от комментариев по поводу действий миноритариев воздержались.

Управляющий партнер “Вегас Лекс” Альберт Еганян говорит, что теперь шансы миноритариев добиться своего выглядят предпочтительнее. “АвтоВАЗ” уже не сможет сказать, что его ни к чему не обязали. По факту бездействия председателя совета директоров, учитывая наличие исполнительного листа, по словам Еганяна, может быть возбуждено уголовное дело за “злостное неисполнение” судебных решений. Оно карается денежным штрафом в 200 000 руб. и условным осуждением.

“АвтоВАЗ” и впредь будет искать лазейки, чтобы отложить любое решение суда“, — уверена аналитик ОФГ Елена Сахнова. “Выход из ситуации — конвертировать «префы» в обыкновенные акции”, — полагает Денис Нуштаев из “Метрополя”.”Это сделать сложно, поскольку нужно получить согласие владельцев 75% объявленных привилегированных акций, среди которых много мертвых душ, — возражает президент AG Capital Management и член совета директоров “АвтоВАЗа” Альберт Гавриков.

Юлия Федоринова

Ведомости

27.05.2005, №95 (1376)

Ведомости

*