Конец света. В России произошел крупнейший в истории страны энергетический кризис
Вчера в Москве всерьез заговорили о конце света. Из-за крупной аварии на энергетических сетях половина столицы, а также Подмосковье, Тульская и Калужская области остались без электричества. Прекратилась поставка воды, были отключены все средства связи. Встало метро, а вслед за ним и наземный транспорт. Миллионы людей не сумели вовремя попасть на работу. Без света остались больницы, военные учреждения, даже часть здания «Мосэнерго». Лишь к вечеру город постепенно начал возвращаться к жизни. Главным виновником кризиса, похоже, будет «назначен» глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс: он уже стал фигурантом уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой. >>>
Чтобы добраться на работу, москвичи брали машины частников штурмом. |
Энергетический коллапс начался еще вечером 24 мая. Причиной чрезвычайной ситуации стала авария на подстанции «Чагино», расположенной в столичном районе Капотня. Подстанция перераспределяет электроэнергию и дробит ее между большим количеством сетей напряжения. «Вчера ночью на подстанции «Чагино» произошло возгорание, – рассказала «Новым Известиям» заместитель начальника департамента по работе со СМИ РАО «ЕЭС России» Татьяна Миляева. – Одной из причин аварии, скорее всего, стал высокий износ оборудования, так как подстанцию построили еще в 1963 году. Персонал ликвидировал возгорание и начал ремонтировать повреждения своими силами. Однако утром в среду на максимуме утренних нагрузок авария приобрела каскадное развитие и распространилась на Московский регион, частично Калугу и Тулу». Как говорит Татьяна Миляева, на подстанции сработала противоаварийная автоматика, и, чтобы избежать перегрузки, началось аварийное отключение сети от подстанции. Станции, входившие в сеть, отключались одна за другой, оставляя без энергии столицу и Подмосковье. Всего было потеряно 12–13 станций. Но уже к обеду каскадное развитие аварии удалось остановить, и энергетики приступили к ликвидации дефицита мощности в регионе.
Впрочем, сейчас рассматривается еще несколько версий о причинах аварии.
По одной из них, пожар и взрыв на «Чагино» – следствие теракта. Дело в том, что предупреждения о возможности диверсий на энергообъектах не раз распространялись по линии спецслужб. Как удалось выяснить «НИ», этот вариант пока не отброшен и членами следственной группы, расследующими обстоятельства аварии.
Не исключено, впрочем, что каскадное отключение могло начаться из-за ЧП на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ). 24 мая из-за пожара на «Чагино» на МНПЗ произошел выброс вредных веществ в атмосферу. Тем не менее руководство нефтеперерабатывающего завода отказалось пропустить на свою территорию спасателей, предпочтя ликвидировать последствия аварии самостоятельно. Однако источники «НИ» предполагают, что энергетики могли включить электроэнергию на МНПЗ в ущерб другим объектам. На заводе находится оборудование, которое в случае обесточивания может выйти из строя и спровоцировать более крупную катастрофу. Впрочем, официальные лица к этой информации относятся скептически.
Масштабная остановка подачи электричества началась после 11 утра. Разом остановилось движение в метрополитене, были отключены от сети целые районы Москвы. В этот-то момент горожане и заговорили о «конце света».
Узники подземелья
Первыми отключение электроэнергии почувствовали на себе пассажиры метро. По словам представителей пресс-службы Московского метрополитена, напряжение в сетях пропало в 11.10 утра. Движение на линиях останавливалось неравномерно. Полностью поезда встали на Люблинской, Каховской и Бутовской линиях. Калужско-Рижская линия замерла на участке от «Битцевского парка» до «Калужской» и от «Шаболовской» до «Китай-города». Замоскворецкая не двигалась на участке от «Красногвардейской» до «Павелецкой». Встала южная часть Серпуховской ветки до кольцевой линии. Впрочем, на остальных частях линий и ветках также возникали проблемы с движением поездов. Пассажиры отмечали, что невозможно было куда-либо уехать на Сокольнической линии и северной части Замоскворецкой. На некоторых станциях были отключены эскалаторы и освещение. Людям приходилось выбираться из подземки на ощупь. Суматохи и паники добавляли гости столицы, которые не были знакомы с планом станций.
«На станции «Автозаводская» неожиданно погас свет, были перекрыты входы и выходы, – вспоминает московский культуролог Матвей Малышкин. – Поезда продолжали ходить. На станции «Тверская» состав остановился намертво. По громкой связи сообщили, мол, «поезда двигаются с увеличенным интервалом». Но внутри вагонов творился настоящий ужас. Давка, духота, орали дети: теребили матерей, спрашивая, когда же поедет поезд. Молодежь, истекая потом, исступленно целовалась».
Через пару часов станции были закрыты на вход и работали только на выход пассажиров. К тому времени в тоннелях находилось 43 поезда, в которых были около 20 тыс. человек. «Столичные спасатели совместно с работниками метрополитена и отряда МЧС Центроспас эвакуировали всех пассажиров из метрополитена, – сообщили «НИ» в пресс-службе Управления ГОиЧС Москвы. – Люди из поездов, стоявших в тоннелях, были выведены по путям. Никто за медицинской помощью к нам не обращался». Последний человек был выведен в 13:35.
В центр любой ценой
Однако и «на земле» было не лучше. Из-за гигантских пробок общественный транспорт практически не ходил, к тому же остановились троллейбусы и трамваи. На юг Москвы рванули таксисты-частники: это был их день. «Бомбилы» заламывали небывалые цены: за поездку с окраины в центр могли попросить и 500, и 1000 рублей. Но и частников не хватало. Каждую остановившуюся машину люди, измученные многочасовым ожиданием на дикой жаре, брали штурмом.
Доходило до курьезов. «Я выезжала из переулка на машине и на «зебре» пропускала пешеходов, – говорит интернет-дизайнер Мария Горячкина. – В этот момент незнакомая женщина открыла пассажирскую дверь и сказала: «Довезите до «Маяковской». Не спрашивая моего согласия, она залезла в машину. За ней подбежал мужчина, открыл заднюю дверь и выпалил: «До МАДИ». Но он хотя бы сунул мне 100 рублей. И тут я увидела, как толпа, голосующая на улице, устремилась к моему автомобилю. Я быстро закричала: «Закрывайте скорей двери!» – и нажала на газ». Предубеждения о том, что женщина за рулем опасна, вчера исчезли.
Оставшиеся без общественного транспорта горожане попытались вызвать по телефону «официальное» такси. Однако эта услуга оказалась недоступной: из-за отключения электроэнергии диспетчеры потеряли связь с водителями такси.
«Связь с водителями мы потеряли в 11 утра, – рассказали «НИ» в диспетчерской службе компании «Новое желтое такси». – Мы с ними связываемся по рации, а теперь это стало невозможно. Но все равно пытались решить проблему, дозванивались до тех водителей, у которых есть мобильные телефоны. Брали у клиентов контакты, перезванивали, просили подождать или предлагали перенести время вызова. Очень много было заказов. Днем свободных машин уже не было: в час дня мы принимали заказы только на шесть часов вечера».
Фото ИТАР-ТАСС |
Закрытый город
Из-за аварии вышли из строя более 236 столичных светофоров. Понятно, что на дорогах начался хаос. Уже к полудню руководство столичной ГИБДД вывело на дороги всех свободных сотрудников. Дозвониться в столичное ГАИ вчера было практически невозможно. Когда на том конце провода наконец-то взяли трубку, то тут же раздраженным голосом попросили позвонить попозже: «Сейчас не до этого. У нас тут дурдом».
Ситуация усугубилась еще и прорывом канализации на Волгоградском проспекте. Неподалеку от здания Мосавтотранса из-под земли вырывался настоящий фонтан. Между станциями «Волгоградский проспект» и «Текстильщики» образовалась гигантская лужа, которую могли форсировать далеко не все автомобили. Вокруг этого нерукотворного моря также возникли гигантские пробки.
Днем практически остановились Каширское и Варшавское шоссе, Рязанский и Волгоградский проспекты, Люблинская и Волгоградская улицы. Было принято решение временно ограничить въезд в город всех большегрузных автомобилей. Они так и стояли огромными группами до вечера на подъездах к столице.
Топливная неприятность
Но это не все неприятности, которые подстерегали вчера столичных автолюбителей. В ряде районов города вышли из строя бензозаправки: без электричества обслуживающий персонал не мог выкачивать из подземных баков топливо. В результате множество автовладельцев были вынуждены бросать свои машины, в которых кончился бензин.
«К нам пока не поступало никакой информации об отключении автозаправок, но мы не можем с точностью говорить, что все они работают, – сказала вчера «НИ» помощник директора компании «ТАТнефть-Москва» Анна Елисеева. – Скорее всего, в округах, наиболее пострадавших от отключения электроэнергии, автозаправки действительно работают с перебоями. Особенно АЗС, расположенные близко к Капотне, где был пожар. Их, согласно правилам безопасности, вообще должны были сразу отключить».
На земле и в небесах
Около 11 утра пропало напряжение и на линиях внешнего энергоснабжения Московской железной дороги. По сообщению пресс-службы РЖД, произошло отключение 55 тяговых подстанций и 120 постов электрической централизации. По словам первого вице-президента РЖД Хасяна Зябирова, на момент аварии на различных участках Московской железной дороги в движении находилось 37 пассажирских поездов, 700 пригородных электропоездов и 125 грузовых поездов.
«Для выхода из чрезвычайной ситуации мы подняли из резерва весь тепловозный парк московского узла и близлежащих железных дорог (Горьковской, Северной, Октябрьской). В результате Горьковское, Павелецкое, Рижское направления были переведены на тепловозную тягу, – говорит Хасян Зябиров. – Но скорость движения поездов на тепловозной тяге ниже, чем на электровозной. Поэтому расписание движения было изменено – мы перешли на специальный диспетчерский график движения».
Остановились и скоростные электрички, связывающие Павелецкий вокзал и московский аэропорт «Домодедово». И хотя аэропорт работал в обычном режиме, ряд рейсов пришлось отложить – на них не явился практически никто из пассажиров. Из-за аварии временно прекратила работу и глобальная распределительная система бронирования авиаперевозок «Сирена-Тревел».
Без воды и не туды, и не сюды
Тех москвичей, которых кризис застал в собственных квартирах, ждал еще один неприятный сюрприз. Во многих районах, например, в Юго-Западном АО была прекращена подача горячей и холодной воды в жилые дома. Без электричества насосные станции не справлялись со своей основной функцией. На помощь обезвоженным горожанам были брошены цистерны с питьевой водой, однако их катастрофически не хватало. В мгновение ока с прилавков магазинов и супермаркетов были сметены многолитровые бутыли с питьевой водой. На момент подписания номера во многих квартирах краны так и не заработали.
Между тем из-за обесточивания канализационных станций на юге и юго-востоке столицы ближе к вечеру произошли «небольшие» выбросы сточных вод в акваторию Москвы-реки. Ранее об этом предупреждал врио мэра Москвы Владимир Ресин. «Если мы не удержимся в те сроки, в которые «Мосэнерго» обещает восстановить энергоснабжение, то возможна ситуация, при которой придется сбрасывать нечистоты в Москву-реку со станций аэрации, в том числе Люблинской и Курьяновской», – заявил он журналистам. По неподтвержденным данным, в ближайшее время может быть введен запрет на купание в Москве-реке.
Вчера подобные картины можно было наблюдать и в центре, и на окраинах столицы. (Фото ИТАР-ТАСС) |
Больницы без света
Между тем вчера значительно увеличилось количество обращений к врачам. Особенно плохо чувствовали себя люди, оказавшиеся в «плену метрополитена».
«Я ехала по серой ветке метро, – говорит москвичка Ольга Чернова. – Поезд очень долго стоял на станциях и в тоннеле. Сначала женщине из нашего вагона стало плохо с сердцем, она начала глотать таблетки и потом вышла на станции. А через какое-то время у мужчины начались судороги – видимо, эпилептический припадок, и для него освободили место на скамейке в поезде. В соседних вагонах творилось то же самое – пожилые люди то и дело хватались за сердце и за голову. А на станциях люди просто лежали на скамейках и на полу – им явно было плохо. Многим становилось нехорошо уже наверху. Ведь в условиях дикой жары нужно было подняться по неработающему многометровому эскалатору. Это и здоровым молодым людям дается с трудом. А тут старики…»
Особую тревогу вызывала вчера обстановка в столичных больницах. Всего было отключено от сети 28 клиник, в их числе роддом, станция переливания крови, онкоцентр и психлечебница. «Конечно, нас все это затронуло – не было света, не было воды, – рассказал «НИ» охранник горбольницы №49. – Воду потом дали, а света не было долго». Впрочем, по данным российского МЧС, все объекты здравоохранения Москвы обеспечены автономными источниками питания. К вечеру свет начал поступать в 14 из 28 больниц.
Охрана не спит
Немало москвичей из-за неожиданного отключения энергии застряли в лифтах. «Остановилось очень много лифтов, практически весь юг, юго-восток, юго-запад, – заявил «НИ» заместитель гендиректора МГУП «Мослифт» Анатолий Орлов. – Информация об этом поступала на пульты объединенных диспетчерских систем. Мы освободили людей примерно из тысячи лифтов. Точное количество назвать невозможно: где один человек застрял, где трое. Освобождали пленников механики из аварийных бригад. Хорошо еще, что это произошло в рабочее время. А потом начали и запускать лифты потихонечку».
Готовы к нештатной ситуации оказались и сотрудники вневедомственной охраны, которые обеспечивают безопасность квартир и организаций, поставленных на охранную сигнализацию. «Для таких случаев, конечно, предусмотрен особый порядок несения службы, – заявила «НИ» официальный представитель Управления вневедомственной охраны столичного ГУВД. – Мы сразу вызвали на службу всех «отпускников» и тех сотрудников, у кого был выходной день, и отправили их на охрану квартир и объектов. Ежедневно несут службу 400 экипажей, а только охраняемых в Москве квартир у нас 220 тыс. Как только начались перебои с электричеством и в массовом порядке стала срабатывать сигнализация, наши экипажи получили подробные адреса охраняемых квартир и объектов на территории их сектора. Сотрудники начали объезжать эти адреса. Проверяли каждый объект. В таком циклическом режиме они патрулировали весь день, осматривая одну и ту же квартиру по нескольку раз. Что касается объектов особой важности – аптечных и больничных складов, финансовых учреждений, оружейных хранилищ, то мы также выставили там дополнительные посты с нашими сотрудниками».
Без связи с внешним миром
Множество людей, кстати, оказались и вовсе в безвыходной ситуации: ни уехать, ни напиться, ни свет включить, да еще и пожаловаться некому. Вчера часть станций МГТС была вынуждена перейти на запасные генераторы. При этом в некоторых домах телефоны молчали весь день. Не обошлось без сбоев и в сетях сотовых операторов. С одной стороны, крупнейшие операторы объявляли, что авария в Москве не повлияла на их работу. С другой – сотни тысяч москвичей вчера не могли никуда дозвониться. «Глючили» и МТС, и МегаФон. Но в пресс-службах сотовых компаний объясняли, что сбои происходят из-за перегрузки сети, а не из-за отключения тока. Более или менее мобильная связь нормализовалась только часам к пяти.
Весь день испытывали огромные проблемы и пользователи Интернета. Несколько часов висела вообще вся Сеть, это произошло из-за перебоев с подачей энергии в ОАО «Московская междугородная телефонная станция номер 9» (М9), точку присоединения всех сетей интернет-провайдеров. Позже мало-помалу Интернет раскочегарился, но немало сайтов и крупных ресурсов до позднего вечера или вообще не отвечали на запросы, или работали со значительными сбоями.
Милиция с трудом справлялась с толпами возмущенных москвичей. |
День большой жатвы
Впрочем, если для горожан случившееся стало шоком, то для столичных преступников электрокризис надолго останется днем реализованных возможностей.
«Хотя у нас пока нет данных о резком всплеске краж и преступлений, мы предполагаем, что это может случиться, – заявили «НИ» в столичном МУРе. – В зданиях и помещениях отключали свет, люди толпились в метро и на остановках, штурмовали общественный транспорт. Такие ситуации являются благодатной средой для различных воров и мошенников. Наши сотрудники, конечно, знают об этом и вчера работали в усиленном режиме. Всем оказавшимся в подобных ситуациях людям мы еще раз советуем быть вдвойне осторожными, внимательными и не упускать из вида свои вещи».
Эти слова подтверждают москвичи. «Около полудня на станции метро «Сухаревская» полностью погас свет. Началась паника, какие-то женщины стали визжать «Где выход?!», кто-то кого-то толкнул, началась драка, – делится впечатлениями переводчик Сергей Гулякин. – В этот-то момент и раздался крик: «Обокрали». У какого-то мужика «увели» мобильник. На общее счастье, вскоре свет на станции включили».
Вечером милиция ввела в ряде уголков города беспрецедентные меры. «В обесточенных районах принято решение усилить патрули милиции, – сообщил в среду глава МВД России Рашид Нургалиев. – При этом, кроме сотрудников в форме, на улицах дежурит и оперативный состав органов внутренних дел в гражданской одежде. Основная задача усиленных патрулей – оказать помощь гражданам, не допустить паники, исключить случаи хищения имущества».
Биржа вовремя отреагировала
Отметили кризис и на финансовых рынках. В среду индекс РТС за первый час торгов подрос на 0,18% – до 670,87 пункта. Однако уже к 12.20, когда начала просачиваться информация о серьезной аварии в энергосетях, значение индикатора сравнялось с уровнем закрытия вторника, а индекс ММВБ к этому времени снизился на 0,9% – примерно до 600 пунктов. Ряд «голубых фишек» испытывали в начале дня в среду заметную коррекцию. Так, бумаги РАО «ЕЭС России» подешевели на 1,1%, акции «ЛУКойла» – на 0,8%, «Сургутнефтегаза» – на 0,6%, «Ростелекома» – на 0,5%. В связи с аварией фондовая биржа Российской торговой системы (РТС) приостановила работу во всех своих группах в 12.37 до дополнительного объявления. Как пояснили «Новым Известиям» в пресс-службе биржи, причина в том, что клиенты биржи не могли получить доступ к рынкам. Отсутствие электроэнергии вызвало проблемы у интернет-провайдеров. Системы телекоммуникаций и интернет-компании были не в состоянии обеспечить связь брокеров с торговыми площадками. В то же время все технические системы биржи работали штатно и оставались технически готовыми проводить торги.
К 14.45 торги возобновились на всех рынках группы РТФ, за исключением акций «Газпрома». Через час процесс торгов восстановился и по этим акциям. Что касается некоторого снижения котировок бумаг ведущих российских компаний, то они, по мнению представителей биржи, никак не связаны с аварией. Движение котировок наблюдалось, как в обычные дни: в среднем не более чем на 0,5%.
Трудности испытывали и сотрудники российской банковской системы. Так, Сбербанк России сообщил, что в связи с отключениями электроэнергии «возможны временные затруднения в обслуживании клиентов банка». «Нормальное проведение банковских операций будет возобновлено после восстановления подачи электроэнергии в столице. Банк приносит извинения клиентам за временное неудобство», – говорится в сообщении пресс-службы банка.
На энергетиков можно подать в суд
Авария в системе электроснабжения Москвы может привести к судебным последствиям для компании «Мосэнерго». Об этом рассказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «Компания должна возместить причиненные убытки потребителям, – сообщил г-н Янин. – Здесь нет форс-мажорных обстоятельств, которые освобождали бы «Мосэнерго» от выполнения обязательств перед потребителями. Конечно, для большинства граждан размер причиненных убытков незначителен, однако для некоторых из них даже небольшие компенсационные суммы могут представлять интерес. Компенсацию могут получить те граждане, кто опоздал на поезд или самолет из-за остановки метрополитена. Для того чтобы доказать ущерб, человек должен сохранить проездной билет метрополитена, на котором указано время прохода в метро, и сохранить пропавший билет на поезд или самолет. Понятно, что исков от людей, у которых испортились продукты в холодильнике, не будет, потому что здесь ущерб незначительный. Но если вышла из строя бытовая техника, то ущерб должен быть возмещен. Нужно сохранить техническое заключение сервисного центра, который подтвердит факт поломки компьютера или телевизора вследствие перепада напряжения. Кроме того, нужны показания свидетелей, например, членов вашей семьи, которые подтвердят, что техника вышла из строя именно в этот день. Подобные иски по бытовой технике уже были. За последние несколько лет в России многие люди взыскивали с компаний возмещение испорченной техники. Крупные предприятия также могут подать иск, подсчитав ущерб, который был вызван простоем».
Для многих выпускников столичных школ праздник последнего звонка был сорван энергетической аварией. |
Кризис может обернуться отравлениями и эпидемиями
К неожиданным последствиям, по мнению экспертов, может привести энергетический коллапс в столице. Из-за отключения электроэнергии долгое время не работали холодильники и холодильные установки на многочисленных складах, а также в магазинах и торговых павильонах. Понятно, что скоропортящиеся продукты, хранившиеся там, стали негодными к употреблению.
«Но вы же знаете наших бизнесменов, – сказал «НИ» источник в правительстве Москвы, попросивший не называть его имени. – Я практически не сомневаюсь, что эту испортившуюся продукцию попытаются пустить в оборот. В первую очередь тревогу вызывают мясомолочные изделия, хранение которых требует особой тщательности».
В столичном санэпиднадзоре предпочли не комментировать возможность вспышки различных инфекций в городе. «Мы не можем сейчас ничего сказать. Естественно, будет вестись строгий контроль за качеством продаваемых продуктов».
Кто виноват
Тон вчерашним комментарием задал президент России Владимир Путин, который в весьма жесткой форме прошелся по руководству РАО ЕЭС и лично Анатолию Чубайсу. «Вполне можно говорить о недостаточном внимании РАО ЕЭС к текущей деятельности компании. Нужно заниматься не только глобальными проблемами по политике компании и ее реформированию, но и уделять внимание текущей деятельности, – сказал Путин. – По предварительным данным, причиной стали не только проблемы, связанные с износом оборудования, хотя и это так – оборудование там 1966 года». По словам президента, другими причинами стали несвоевременный ремонт, профилактические работы и недостаточное внимание РАО ЕЭС к текущей деятельности компании.
Московские власти привычно обрушились на «Мосэнерго», войну за которое они давно ведут с РАО ЕЭС. Как заявил журналистам пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой, авария вызвана непрофессиональными действиями сотрудников «Мосэнерго». «В результате город несет большие материальные потери, кроме того, серьезные неудобства созданы для жизни москвичей»,–сообщил Цой.
Сам Анатолий Чубайс критику признал, а в качестве причин аварии назвал уже упоминавшийся износ оборудования, а также небывалую жару, из-за которой техника могла выйти из строя.
К вечеру к процессу подключилась Генпрокуратура. В отношении руководства РАО «ЕЭС России» было возбуждено уголовное дело по стать «халатность». «Мы понимаем, что в настоящее время Анатолий Чубайс занят ликвидацией последствий аварии и восстановлением подачи электроэнергии, однако сразу после этого в ближайшие часы он будет вызван на допрос к следователям прокуратуры», – сказала официальный представитель Генпрокуратуры Наталья Вишнякова.
«Прокурор Москвы Анатолий Зуев также дал распоряжение районным и окружным прокурорам провести проверку по фактам отключения электроэнергии, – заявил «НИ» пресс-секретарь прокуратуры Москвы Сергей Марченко. – В первую очередь прокуроров будут интересовать причины перебоев с электроэнергией и их последствия. Одно дело, если все произошло в результате технических сбоев, и совсем другое дело, если перебои произошли по вине должностных лиц. Я не буду рассказывать детально о том, как происходит такая проверка, но каждый прокурор у нас знает, что находится на подведомственной ему территории, куда и кому звонить и что запрашивать».
ДВА ЗАЯВЛЕНИЯ АНАТОЛИЯ ЧУБАЙСА
18 АВГУСТА 2003 ГОДА после энергокризиса в США председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс отметил принципиальные отличия американской и российской энергосистем в части надежности, управления и оснащенности средствами противоаварийной автоматики и релейной защиты. Чубайс заявил, что РАО «ЕЭС России» всегда уделяло и впредь будет уделять этому направлению приоритетное внимание. Базовым принципом проводимой в России реформы электроэнергетики является именно обеспечение надежной, безаварийной работы отрасли.
25 МАЯ 2005 ГОДА Анатолий Чубайс принес извинения гражданам, пострадавшим в среду в результате отключения электроэнергии в ряде регионов России. «От лица компании и от себя лично я хочу принести извинения москвичам, жителям Тульской области, которые пострадали в результате отключений электроэнергии, оказались в вагонах метро, не смогли добраться до работы», – заявил Чубайс. По его словам, такая ситуация, как и сопровождавшие ее отключения насосных станций и соответственно подачи горячей воды, необходимо отнести к ошибкам, за которые отвечает РАО «ЕЭС России».
НА ПОДСТАНЦИИ «ЧАГИНО» УЖЕ БЫЛА АВАРИЯ
8 августа 1997 года на электроподстанции «Чагино» был поврежден трансформатор. Позже специальная комиссия выяснила, что «из-за плохого резинового уплотнения верхней части элемента» вода попала внутрь устройства. Скорее всего, причиной этого стал заводской дефект.
КТО ЕЩЕ ПОСТРАДАЛ ОТ ЭНЕРГОКРИЗИСА
В результате отключения электроэнергии в Москве ряд крупных предприятий были вынуждены прекратить свою работу. В частности, в 11.30 был остановлен Таганский мясоперерабатывающий завод. Также встал Микояновский мясокомбинат. С половины двенадцатого «заморозили» производство завод по производству мороженого «Сервис-Холод» и холодильник, принадлежащие группе компаний «Рамзай». В подмосковных Котельниках временно прекратили трудиться сотрудники завода по производству соков «Нидан-Гросс».
Из-за кризиса оказалось обесточено и здание штаба Ракетных войск стратегического назначения. «В этой связи были задействованы автономные источники питания. Управление войсками и несение боевого дежурства боевыми расчетами РВСН не прекращались ни на минуту», – сообщил Интерфаксу источник в РВСН.
ЭНЕРГОКРИЗИСЫ В РОССИИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ
10 июля 2000 года более 200 жилых домов Юго-Западного округа Москвы остались без электричества. Авария произошла из-за мощного взрыва на электроподстанции «Вернадская».
4 февраля 2001 года десятки населенных пунктов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в течение 4 часов оставались без энергоснабжения из-за аварии на трансформаторной подстанции.
1 марта 2001 года жители 60 населенных пунктов четырех районов Московской области были отключены от электроснабжения в результате сильного снегопада. Были выведены из строя 253 трансформаторные подстанции на востоке и северо-востоке области.
В апреле 2001 года несколько дней в Ленинградской области оставались без света свыше 600 населенных пунктов. Были повреждены 32 линии электропередачи. Авария произошла из-за пронесшегося над территорией области урагана.
В июне 2001 года в городе Химки несколько часов без электричества оставались 200 зданий. Аварийная ситуация возникла из-за пожара на трансформаторной подстанции.
8 января 2002 года в результате пожара в коллекторе Восточный округ Москвы был обесточен. Без электричества остались более 100 жилых домов, десятки предприятий.
19 февраля 2002 года на юго-западе Москвы из-за аварийного отключения трансформаторных подстанций без электричества остались 30 жилых домов.
22 февраля 2002 года 50 жилых домов, несколько поликлиник и предприятий были отключены от электричества на северо-востоке Москвы. Авария произошла на распределительном электропункте.
14 октября 2002 года в Алтайском крае из-за урагана вышли из строя 50 высоковольтных линий, без света остались 202 населенных пункта.
7 апреля 2003 года в результате сильного снегопада обесточенными оказались 69 населенных пунктов Смоленской области.
15 апреля 2003 года из-за сильного урагана населенные пункты южных районов Читинской области были отключены от линий электропередачи.
В январе 2004 года более 30 тыс. человек в Волгоградской области остались без электричества в результате многочисленных обрывов проводов из-за наледей на ЛЭП.
В январе 2004 года в нескольких районах Тверской области были обесточены 354 населенных пункта из-за аварий на линиях электропередачи.
13 октября 2004 года во Владивостоке произошла крупная авария в системе электроснабжения. В течение 5 часов город получал электричество в аварийном режиме.
В ноябре 2004 года 26 населенных пунктов трех районов Краснодарского края из-за аварии на линиях электропередачи оставались без электричества.
КРУПНЕЙШИЕ ЭНЕРГОАВАРИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
14 августа 2003 года в 16.00 по восточноамериканскому времени произошла крупнейшая в истории электроэнергетики авария, названная «Блэкаут-2003». Более чем на 30 часов без электричества остались восемь штатов на северо-востоке США и провинция Онтарио на юге Канады с общим населением около 50 млн. человек. Остановились более сотни электростанций, в том числе 22 атомных энергоблока. В качестве причины назывались попадание молнии в одну из электростанций на Ниагаре в штате Огайо США, авария в энергосетях небольшой компании FirstEnergy, а также перегрузки в сетях из-за установившейся на восточном побережье США жары. Сумма ущерба оценивалась в 6 млрд. долларов. Аналогичная авария на северо-востоке США была в ноябре 1965 года. В июле 1977 и в июле 1999 годов на сутки без электричества оставался Нью-Йорк.
28 августа 2003 года без электричества осталась значительная часть Лондона. 34-минутное отключение электроснабжения привело к остановке в час пик городского и пригородного транспорта, хаосу на автодорогах из-за неработавших светофоров. В зоне аварии проживали 250 тыс. человек. По данным энергоснабжающей компании, авария «стала результатом нелепой случайности».
2 сентября 2003 года в Мексике без света остались 4,5 млн. человек в трех штатах на полуострове Юкатан. Остановилась добыча нефти на промыслах, дававших Мексике 80% нефти. На международном курорте Канкун в отелях более семи часов были отключены кондиционеры и системы водоснабжения. Причиной стал удар молнии в одну из подстанций. За аварию поплатился отставкой министр энергетики Эрнесто Мартенс.
28 сентября 2003 года многочасовое отключение электроэнергии произошло в Италии и в нескольких граничащих с ней кантонах Швейцарии. Без электричества остались почти 50 млн. человек. Накануне менее масштабные, но тоже крупнейшие в истории этих стран, аварии в энергосистемах произошли в Дании и Швеции, Швейцарии и Франции.
Председатель совета директоров ОАО «Энергомашкорпорация» Алексей ПЛЕЩЕВ: «Специалисты предсказывали такие аварии»
«Во всех развитых странах меняют выбывающие из строя энергетические мощности – ТЭЦ, ГЭС, атомные станции. У нас проблема в одном: с 1990 года строительство новых мощностей практически приостановлено. Наша организация пытается решить эту проблему, но мы же не государство. То, что строим новые мощности – ТЭЦ по всей стране, может снять локальную проблему, но не решает проблемы глобальной. В Советском Союзе с 1942-го по 1988-й в самый плохой год вводилось от 9 млн. кВт энергетических мощностей до 13 млн. кВт в пике, не считая капитальных ремонтов. Это были разные мощности – как ГЭС, так и атомные станции. А в последние 15 лет у нас вводится в среднем от 0,5 до 1,1 млн. кВт. Причем в основном мощности крупных заказчиков, таких, как «Сургутнефтегаз», ЮКОС, «ЛУКойл». А вот государственных – мало, например, Росэнергоатом за два года запустил один блок. Срок жизни электростанции в среднем должен составлять максимум 35 лет, а в России некоторые работают около 60 лет. О том, что могут начаться аварии, подобные вчерашней, говорили давно. Но для того чтобы восстановить ту систему, которая сейчас существует, надо вводить как минимум 8 миллионов кВт мощностей. Строительство любой станции с момента разработки проекта и до окончания строительства занимает минимум три года. Даже если сейчас дать заказ, выделить огромное количество денег, то ровно через три года в лучшем случае (при 100% финансирования, при хороших строительных трестах и монтажных организациях, которых в России нет) мы получим то, что стране нужно было вчера».
Записала Анастасия БЕРСЕНЕВА
КТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ МОСКВУ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ
ОАО «Мосэнерго» является крупнейшей региональной энергосистемой России. Зона действия – Москва, Московская область. «Мосэнерго» объединяет почти 7% электрогенерирующих мощностей страны и производит более 8% электроэнергии. В структуре компании преобладают ТЭЦ: почти 70% генерирующих мощностей. Компания является естественным монополистом по производству электрической энергии в регионе и поставляет 77% тепла, потребляемого в Москве. Как сказано на официальном сайте «Мосэнерго», «от ее работы зависит свет и тепло в домах 15 млн. россиян – жителей Московского региона». В топливном балансе 93% составляет природный газ. Производимого на 21 (15 из них в черте Москвы) принадлежащей «Мосэнерго» станции электричества вполне хватает для Московского региона. Выходить на оптовый рынок ФОРЭМ компании приходится лишь изредка в холодное время года. Основными поставщиками электроэнергии являются Ярославская, Нижегородская, Ивановская, Самарская энергосистемы. По оценке специалистов, износ генерирующих мощностей, входящих в состав «Мосэнерго», составляет 60%.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
По данным на 20.00 в Москве продолжают частично стоять две линии метрополитена: поезда не ходят на Люблинской линии от станции «Дубровка» до станции «Марьино» и на южной части Серпуховской линии до станции «Серпуховская», сообщили «Новым Известиям» в пресс-службе МЧС России. Еще полчаса назад стояли поезда на Калужской ветке от «Октябрьской» до «Проспекта Мира» и вся южная часть Замоскворецкой линии до станции «Новокузнецкая». Все больницы и медицинские учреждения подключены к временным источникам электроэнергии. Практически полностью восстановлена подача электроэнергии на Московскую область. Первоначально там были отключены 15 городов и 17 районов. В Москве восстановлена подача энергии в половину всех отключенных объектов. Полностью восстановить электропитание планируется в течение двух часов. Ранее были обесточены Южный административный округ, Юго-Восточный и Юго-Западный, Восточный и Западный округа, а также часть Центрального округа.
***