Ракета в форточке. Космические войска превратили Россию в сплошное радиолокационное поле
Космические войска России готовятся отметить юбилей своего главного символа — космодрома Байконур. 2 июня 5-му государственному инженерному испытательному полигону Минобороны исполнится полвека.
Главным строителем космодрома был генерал Шубников — создатель Трептов-парка в Берлине. Генерал считал, что это его последняя большая стройка, однако Байконур оказался площадкой куда более масштабной. Именно он принес генералу славу и стал ему памятником. Оттуда в августе 1957 года стартовала первая советская баллистическая ракета, в октябре того же года, как написано на памятнике, установленном на территории космодрома, начался «дерзновенный штурм космоса». Тогда был запущен первый искусственный спутник Земли. В 1961 году отсюда полетел первый космонавт. С этим космодромом связаны все успехи страны в области космоса, благодаря ему Россия считается великой космической державой. После распада СССР руководителям Казахстана и России хватило политической мудрости, чтобы подписать в 1994 году договор об аренде Россией Байконура, а в прошлом — о продлении срока этой аренды до 2050 года.
Альтернативы Байконуру пока нет. Все, что летает в ближнем космосе (до высоты 1000 км), то есть легкие аппараты, запускается с космодрома Плесецк. Более громоздкие аппараты связи, предупреждения о ракетном нападении, разведки требуют для вывода на орбиту большой энергии. Носитель типа «Союз» с Плесецка их на орбиту просто не вытащит. Как только появится новый носитель тяжелого класса «Ангара», появится и возможность запускать те же аппараты с Плесецка. Но все равно запуски с Байконура останутся более дешевыми — чем ближе к экватору, тем меньше требуется топлива, чтобы вывести на орбиту килограмм полезной нагрузки. Даже немалая ежегодная плата за аренду космодрома (115 млн долл.) себя оправдывает. Строительство нового космодрома на Дальнем Востоке требует около 15 млрд руб. Но полемика вокруг него не привела пока даже к формированию федеральной целевой программы, финансируемой отдельной строкой бюджета. Хотя есть целый ряд поручений президента и правительства по этой проблеме, Минфин предлагает изыскивать средства в Минобороны и «Роскосмосе».
На Байконуре есть шахтные пусковые установки для баллистических ракет — «Воеводы», «Стилета», которые сегодня еще находятся на боевом дежурстве. У многих сроки эксплуатации превышают гарантийные. Чтобы подтвердить их боеготовность, на космодроме регулярно проводятся пуски. Космодром поддерживает и состояние орбитальной группировки, которая обеспечивает политическое и военное руководство разведывательной информацией и связью. А без навигационного и картографического обеспечения новый класс оружия — высокоточного — просто бессмыслен. «Кому нужна ракета, попадающая в форточку, если неизвестно, где эта форточка находится?» — риторически спрашивает командующий Космическим войсками генерал-полковник Владимир Поповкин. Поэтому в прошлом году начато испытание нового комплекса разведки, в этом начнутся испытания нового комплекса связи. Восстанавливается группировка глобальной навигационной системы ГЛОНАСС — сегодня в ней полтора десятка спутников.
Осуществляют «космонавты» и коммерческие запуски. «Мы не хотим быть коммерсантами в погонах, — говорит генерал Поповкин, — но не все расчеты могли сделать сотрудники Федерального космического агентства, их делали мы». Вообще Байконур идет в ногу со временем. Вполне возможно, признал начальник космодрома генерал-лейтенант Леонид Баранов, что скоро Байконур станет принимать у себя туристов, пожелавших за умеренную плату понаблюдать за стартом космического корабля, пройтись по территории и объектам уникального хозяйства. Прорабатывается несколько таких ознакомительных маршрутов.
Вот чем точно не будет заниматься Байконур, так это выводом в космос ядерного оружия, уверен командующий. Дело в том, что там в отличие от земли с этим оружием в космосе могут быть самые непредсказуемые ситуации, мир может оказаться на грани войны по не зависящим от человечества причинам — из-за метеорных потоков, солнечных вспышек и так далее. Не собирается Россия запускать и средства борьбы с астероидами, на чем настаивают некоторые ученые умы, — это сказочно дорого и вряд ли пригодится. Космические войска, как это ни странно звучит, нацелены больше на дела земные. Вчера в 11.30 был поставлен на опытно-боевое дежурство лазерный оптический локатор в Зеленчуке (Карачаево-Черкесия) для контроля космического пространства. Еще одна станция будет испытываться неподалеку от Санкт-Петербурга. Чтобы не было над страной «дыр», в которые могла бы залететь шальная ракета-изгой. Впрочем, их и нет. Как сказал командующий, страна защищена сплошным радиолокационным полем.
Николай ПОРОСКОВ
N°91
26 мая 2005 Время новостей
***