После Великого блэкаута 2003 года, когда на 30 часов были полностью обесточены 8 штатов США и канадская провинция Онтарио, российские энергетики в один голос заявляли, что у нас такое практически невозможно. Пресс-служба РАО «ЕЭС» утверждала, что в России «в таких масштабах это маловероятно, так как системы энергоснабжения США и России отличаются друг от друга». Имелось в виду, что единая энергсистема РФ обеспечивает «перетоки электроэнергии из одного региона в другой». Тогда же первый замгендиректора «Мосэнерго» Дмитрий Васильев заявлял, что энергетической системе Москвы не угрожает авария, сравнимая по масштабам с происшествием в США.

«Системных аварий такого масштаба, как в США и Канаде, в электроэнергетике России и Советского Союза никогда не было. Вероятность их возникновения крайне невелика», — вторил ему председатель правления Федеральной сетевой компании Андрей Раппопорт.

Однако г-н Васильев добавлял, что для стабильной работы столичных электросетей во всех районах города необходимо заменять устаревшее оборудование. Осторожный глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс тогда уточнял, что «в любой стране мира электроэнергетика остается отраслью, в которой существует риск возникновения аварий и сбоев». Вчера же сразу после после заседания г-н Чубайс заявил, что «за последнее десятилетие в отрасли имело место большое недоинвестирование» и добавил, что злополучная подстанция в Чагино «была построена в середине 60-х годов». Видимо, уроки 14 августа 2003 года энергетики все же не учили не слишком тщательно. И та самая малая вероятность, о которой говорили в РАО «ЕЭС», все-таки произошла.

«Версия теракта или какой-то диверсии всегда остается, — сказал вчера «Времени новостей» источник в спецслужбах, комментируя возможные причины отключения электричества. — Но изначально мы ее не рассматриваем как основную. Уже установлено, что перебои с электричеством начались вечером 24 мая. В 19.45 на электроподстанции № 510 «Чагино» в Капотне произошел пожар. В результате часть цехов Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) оказалась обесточена. Из-за этого произошел выброс газовой смеси на высоту до 100 м. Сотрудники подстанции своими силами потушили пожар, потому что охрана не впустила на территорию приехавших по вызову пожарных и спасателей. Уже тогда была угроза обесточивания города и области, но руководство подстанции почему-то не предупредило людей и власти, хотя и должно было — хотя бы о том, что лучше временно отключить все бытовые электроприборы. А в среду утром на подстанции вновь произошел пожар и взрыв. Сработала автоматика, на МНПЗ снова произошел выброс газа, и из-за перегрузки еще 3 других электроподстанции в этой части города вышли из строя. Сейчас мы проверяем, по какой именно причине без электричества остались дргуие регионы — Тульская, Рязанская и Калужская области».

Как удалось выяснить «Времени новостей», после появления над МНПЗ огромного огненного факела на комбинат выезжала для проверки группа следователей прокуратуры и сотрудников экологической милиции ГУВД Москвы. Однако, прибыв туда, они выяснили, что пожар на подстанции уже ликвидирован, а угрозы аварии на комбинате нет. На этом вопрос был снят. Вчера же о новом развитии ЧП на подстанции «Чагино» следователи прокуратуры узнали лишь только после того, как в их здании погас свет.

Анатолий Чубайс, говоря вчера о причинах аварии, назвал московский блэкаут «беспрецедентно тяжелой аварией каскадного типа». Впрочем, он же заявил, что с американским Великим блэкаутом 2003 года эту аварию сравнивать нельзя. Действительно, в США отключение электричества было куда более масштабным. Однако следует признать, что ни в России, ни на Западе до сих пор не научились предотвращать каскадные блэкауты.

Общая схема каскадного отключения похожа на «эффект домино», когда падение одной «костяшки» обрушивает все остальные. Несколько больших или маленьких электростанций (ГЭС, АЭС, ГРЭС и т.п.) через подстанции дают ток в общую энергосистему региона. Если один из этих источников в результате аварии выключается, то остальным приходится работать «за себя и за того парня», поддерживая напряжение в розетках потребителей. Если энергоресурсов хватает, то жители даже не замечают этой аварии. Но если в энергодефицитном регионе поступающего электричества уже не хватает на всех, то в сетях возникает перегрузка, частота тока падает и автоматические системы контроля, чтобы сберечь технику, могут выключить еще одну или даже несколько подстанций. Ситуация продолжает ухудшаться, поскольку нагрузка на сеть все возрастает, и в определенный момент энергопередающие и энергогенерирующие мощности начинают вырубаться одна за другой. В результате такого «эффекта домино» ток пропадает во всей системе.

Если каскадная авария случается в больших энергосистемах, то ущерб от подобных блэкаутов может исчисляться гигантскими суммами. Потери от Великого блэкаута-2003 в США превысили 6 млрд долларов. Но за счет того, что автоматика успевает отключать перегруженные звенья энергосетей до того, как они начинают выходить из строя, восстановление сетей не представляет большой проблемы. Обычно достаточно починить первую «костяшку» — то самое звено сети (ЛЭП или подстанцию), с которой началась авария. Если же этот элемент не удается быстро отремонтировать, то общую энергосистему все равно можно запустить буквально через несколько часов. Для этого достаточно лишь подключить к сети резервный источник, который восполнит недостаток тока.

Большинство каскадных отключений начинались с сущей ерунды. Великий блэкаут-2003 стартовал с отключения трех линий электропередачи, в том же году вся Италия погрузилась во мрак из-за того, что в Альпах дерево упало на провода лишь одной высковольтной ЛЭП, «Ночь страха» в 1977 году в Нью-Йорке была вызвана ударом молнии. В хронически энергодефицитном московском регионе для коллапса электроэнергетики хватило отключения всего одной старенькой подстанции.

Татьяна ГРИЦЕНКО, Николай ГОРЕЛОВ, Владимир ДЗАГУТО

N°91

26 мая 2005 Время новостей

Время новостей

*