МОСКВА (Рейтер) — Вчерашняя авария на одной из подстанций московской энергетической системы серьезно осложнила жизнь столичного мегаполиса, парализовав работу некоторых линий метро и наземного транспорта и поставив под угрозу работу основных инфраструктурных сетей города — водоснабжения и связи.

Житель Москвы стучится в двери закрытой станции метро

Житель Москвы стучится в двери закрытой станции метро 25 мая 2005 года. Авария на одной из подстанций московской энергетической серьезно осложнила жизнь столицы, парализовав работу некоторых линий метро и наземного транспорта и поставив под угрозу работу основных инфраструктурных сетей города — водоснабжения и связи.

(REUTERS/Sergei Karpukhin)

Причиной массовых отключений электроэнергии стал пожар на подстанции Чагино на юго-востоке Москвы. Как сообщил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, разрушение трансформаторов на подстанции в Чагино произошло в результате пожара и последовавшего за ним взрыва.

«Произошел пожар и взрыв на подстанции Чагино. В результате взрыва разрушено несколько трансформаторов», — сказал Христенко.

Как сообщила глава департамента РАО ЕЭС по работе со СМИ Марита Нагога, сбой на расположенной в Капотне подстанции Чагино произошел еще во вторник вечером и стал причиной технологического выброса газа на Московском НПЗ. Вскоре после этого авария была локализована, однако в момент пиковых нагрузок в среду утром ситуация резко ухудшилась.

По словам представителя РАО, в результате роста энергопотребления произошло срабатывание автоматики во избежание перегрузки сетей, что привело к отключениям.

Днем «каскадное» развитие аварии было остановлено и создан оперативный штаб по ликвидации последствий аварии.

ОСНОВНАЯ ВЕРСИЯ — ТЕХНИЧЕСКАЯ

Энергетики говорят, что основной версией пожара на подстанции 1964 года постройки износ оборудования.

«Авария началась вчера вечером, первопричина — возгорание коммутационного аппарата на подстанции Чагино. Персонал ликвидировал возгорание собственными силами и ночью произвел смену оборудования. Однако во время утреннего максимума нагрузки авария получила дальнейшее развитие», — сказала Нагога.

По ее словам, авария охватила Московский регион, частично затронула Калужскую и Тульскую области, однако последние две перешли на изолированный режим работы.

Генерирующие мощности в Московском регионе вырабатывают порядка 10.000 мегаватт электроэнергии. Из-за аварии, по предварительной оценке РАО, дефицит мощностей составляет 1.200 мегаватт.

«По той информации, которая у меня есть из штаба, признаков теракта нет… Скорее всего, дело в устаревшем оборудовании», — сообщил Христенко.

По его словам, в течение трех часов должны быть подключены к снабжению социально важные объекты, в том числе, больницы и метро.

«Поставлена задача в течение 24 часов ликвидировать все последствия аварии, то есть всех потребителей обеспечить энергией», — сказал министр журналистам в Думе.

ХАОС В МОСКВЕ

Христенко признал, что масштаб аварии является беспрецедентным.

Отключение электроснабжения привело к отключению целых линий московского метро, крупнейшие операторы связи были вынуждены перейти на резервные энергомощности, однако резко возросшая нагрузка на сеть приводила к многочисленным сбоям, неработающие светофоры парализовали дорожное движение.

В остановившихся поездах метро на момент отключения электричества находились около 20.000 человек. По словам начальника пресс-службы метрополитена Светланы Царевой, эвакуация была закончена в 13.15 МСК.

Отсутствие энергии привело к тому, что не работала часть Калужской, Замоскворецкой и Серпуховской линии, полностью не было движения на Каховской, Бутовской и Люблинской линиях.

Выступая на радиостанции «Эхо Москвы», представитель госавтоинспекции сказал, что из-за сбоев в работе светофоров к работе на дороге привлечены все свободные сотрудники, работа ведется в экстренном режиме.

Представитель департамента общественных связей ЦБ РФ сказала Рейтер, что платежная система Банка России работает в нормальном режиме.

«Банк России работает в нормальном режиме», — сказала она в ответ на запрос о работе платежной системы.

Крупнейшие операторы как фиксированной, так и сотовой связи в Москве — Московская городская телефонная сеть, МТС и Вымпелком — работают на резервных мощностях, однако предупреждают, что если подача энергии не возобновится, возможно отключение связи.

«Все станции работают на батареях, емкость у каждой — от двух до шести часов», — сказал Рейтер представитель МГТС Анатолий Верещагин

По словам представителя Вымпелкома Евгении Деминой, аккумуляторов у компании должно хватит до 14.00-15.00.

По словам представителя МТС Павла Нефедова, из трех тысяч базовых станций на генераторах работает одна тысяча.

«Все коммутаторы также работают на дизельных генераторах… Пока хватит солярки, будем поддерживать работу генераторов», — сказал Нефедов.

Как говорится в сообщении РАО РЖД, в связи с отключением электроэнергии частично остановлено движение поездов на Курском, Павелецком, Киевском, Белорусском направлениях Московского железнодорожного узла и части Большой московской окружной дороги (БМО).

Министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что московские аэропорты работают в обычном режиме.

«Аэропорты работают, они перешли на резервные системы», — Левитин журналистам.

2005-05-25 17:20 GMT+04:00

Рейтер

***