На днях правительство утвердило очередной подзаконный акт к федеральному закону «О связи» — «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи». Документ сулит и операторам, и абонентам много интересного.

Теперь при въезде в квартиру, где уже установлен телефон, новый владелец не должен повторно оплачивать, как это было раньше, его подключение. Сумма в размере, не превышающем обычную месячную абонентскую плату, — это все, на что вправе рассчитывать оператор, регистрирующий нового абонента на старом номере.

Однако тот, кто устанавливает себе телефон впервые, должен будет, как и сейчас, заплатить заметную сумму — 6—7 тыс. руб., по словам заместителя министра информтехнологий и связи Бориса Антонюка, выступившего вчера перед прессой с комментариями. Правда, в тех случаях, когда абонент по бедности не в состоянии заплатить такие деньги единовременно, оператор связи обязан предоставить рассрочку платежа сроком на полгода.

Еще несколько новшеств — приятных и не очень. Если вы подали заявку на установку телефона, но в течение полугода игнорируете уведомление о готовности поставить вам телефон, то будете исключены из очереди (раньше вас бы ждали до бесконечности). Зато за предоплаченные, но неиспользованные услуги связи — например, таксофонные карты — оператор теперь вам будет обязан возвратить деньги.

Новые правила оказания услуг связи не делают разницы в порядке установки телефона между абонентами — юридическими лицами и отдельно взятыми гражданами. Единственное отличие, о котором упомянул Борис Антонюк, состоит в запрете предоставлять юрлицу спаренный телефонный номер.

В обозримой перспективе (2008 год) страна перейдет на единый номер «112» для бесплатного вызова всех неотложных служб. Таким образом в телефонных номерах освободится первый «ноль» (известные 01, 02, 03), и тогда уйдет в прошлое не менее известная «восьмерка», с которой сегодня начинаются дальние вызовы: междугородный вызов будет начинаться, как и в других европейских странах, с одного нуля, а международный — с двух нулей.

Правила оказания услуг связи вносят серьезные изменения в отношения между операторами. Во-первых, если оператор не в состоянии предоставить абоненту услугу, которую может оказать его конкурент, абонентская линия должна быть предоставлена такому конкуренту в бесспорном порядке. Это положение имеет в виду прежде всего технологию широкополосного («быстрого») доступа к Интернету по стандартной телефонной линии (ADSL). Дело в том, что для организации ADSL-канала необходимо не только установить модем в квартире или офисе абонента, но и смонтировать специальное оборудование на АТС. Например, так, как это сделала компания «МТУ-Интел» (развивающая ADSL-сервис под торговым знаком «Стрим») по договоренности с Московской городской телефонной сетью. Но если прежде подобное соглашение зависело от доброй воли МГТС, то теперь она должна будет заключить такое соглашение в обязательном порядке. Есть надежда, что это стимулирует распространение «быстрого» Интернета на всей территории страны.

Во-вторых, и это самое интересное, с 1 июля 2005 года операторы будут платить другу за каждый звонок из одной сети в другую. Точнее, платить, как и сейчас, придется абоненту, однако совсем иначе, чем сегодня.

К тому, что каждая минута мобильной связи оплачивается, мы уже привыкли. Теперь привыкать придется и к тому, что за каждый исходящий звонок с фиксированного («городского») телефона на мобильный тоже надо будет отдавать деньги. Размер оплаты определяется федеральной службой по тарифам и для Москвы, например, составляет 1,8 руб. (за минуту разговора), которые перераспределятся между операторами стационарной и мобильной связи. Ясно, кто прежде всего пострадает от введения такой схемы: пенсионеры, бабушки и дедушки, которые звонят своим детям и внукам на их мобильный телефон.

Руководитель департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Виталий Слизень, комментируя для «Времени новостей» эту ситуацию, обратил внимание на то, что звонок с «городского» на мобильный и прежде всегда оплачивался — правда, только владельцем мобильного. Г-н Слизень сообщил также, что лишь 2% местных вызовов составляют звонки на мобильные и что на первых порах действительно проблема будет иметь место: абоненты станут платить и за входящий, и за исходящий звонок. Частичное решение этой проблемы состоит в переадресации вызова со стационарного телефона на мобильный — в этом случае звонок оплачивает тот, кто его принимает. Кроме того, звонки на «прямые городские» номера мобильных телефонов останутся бесплатными для вызывающей стороны, как и сейчас.

Обязательная оплата любых исходящих звонков, предписываемая новыми правилами связи, позволяет, с другой стороны, прийти к ситуации, о которой давно мечтает большинство владельцев мобильных телефонов и которая существует в большинстве европейских стран, когда входящий звонок на любой телефон — стационарный или мобильный, неважно, — всегда бесплатен. В Госдуме уже готовится законопроект, который прямо предписывает такую схему взимания платы за телефонную связь. Обеспечить реализацию подобного закона без взимания платы за исходящие звонки невозможно.

Следующими подзаконными актами, вводящими в действие положения закона «О связи», станут постановления правительства, регламентирующие правила оказания услуг мобильной связи и телематических услуг, которые тоже обещают много интересного.

Андрей АННЕНКОВ

N°90

25 мая 2005 Время Новостей

Время Новостей

***