Как стало известно „Ъ“, руководство АвтоВАЗа разработало проект приказа об изменении финансово-хозяйственной структуры автозавода, предусматривающий вывод из состава предприятия подразделений основного и вспомогательного производства, а также подразделений непромышленной сферы. Профсоюзы АвтоВАЗа считают, что, если такой приказ будет подписан, то завод ожидает массовое сокращение штатов на 10-20%.

Фото: СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВА

Президент АвтоВАЗа Виталий Вильчик знает, как оптимизировать производство, — сократить штаты

19 мая правительство России одобрило среднесрочный план развития отечественной автомобильной промышленности на 2005-2008 годы. План предусматривает целевое развитие автопрома, поэтапное снижение импорта автомобилей, локализацию производства иностранными производителями в России, разработку технических регламентов, включая требования по экологичности и безопасности автомобилей, разработку требований к моторным видам топлива, которые должны быть приведены в соответствие с европейскими стандартами. Незадолго до заседания правительства АвтоВАЗу изменили условия поэтапного погашения долгов перед бюджетом. Теперь задолженность перед бюджетами всех уровней волжский автозавод должен погасить в срок до 2010 года, тогда как по старой схеме реструктуризации предусматривалось, что к этому времени ВАЗ должен был отдать только 66% от суммы долгов. Как считают эксперты, все это свидетельствует об изменении политики правительства как в отношении АвтоВАЗа, так и в отношении других отечественных автопроизводителей, причем не в выгодную российскому автопрому сторону. Естественно, эти шаги кабинета министров поставили перед владельцами и руководством отечественных автозаводов задачу принимать срочные меры для повышения эффективности работы предприятий автомобильной отрасли в новых условиях. Как уже сообщал „Ъ“, на этой неделе стало известно, что владелец Ижевского автозавода, самарская ГК «СОК» приняла решения о сокращении штата предприятия на 4 тыс. чел. (всего на ИжАвто работает 12 тыс. чел. – „Ъ“). Эту непопулярную меру на заводе объяснили сокращением производства автомобилей. Аналогичные шаги предприняли и на УАЗе. Там персонал сократится на 600 человек в связи с оптимизацией производства. После этого наблюдатели стали ожидать подобных мер и от Волжского автозавода.

Как стало известно „Ъ“, на АвтоВАЗе в настоящий момент прорабатывают схему вывода из состава акционерного общества в самостоятельные юридические лица подразделений основного и вспомогательного производства, а также отделений непромышленной сферы. Вчера в распоряжении „Ъ“ оказался проект приказа об изменении производственно-хозяйственной структуры АвтоВАЗа, подписанного президентом автозавода Виталием Вильчиком. В частности, в этом документе говорится о необходимости вывода из состава предприятия подразделений научно-технического центра, опытно-промышленного производства, производства технологического оборудования, производства пресс-форм и штампов, производства по переработке промышленных отходов, производства пластмассовых изделий и инструментального производства. Что касается отделений непромышленной сферы, автогигант могут покинуть объединение дошкольных и образовательных учреждений, комбинат общественного питания, объединение бытовых учреждений, центр социальных программ, технический музей, управление службы безопасности и медико-профилактическая служба.

«Вероятно, этот приказ будет подписан Виталием Вильчиком после проведения годового собрания акционеров, запланированного на 29 мая», — предположил источник „Ъ“ на АвтоВАЗе, отметив, что сейчас экономисты завода рассчитывают стоимость выводимого имущества завода, которое планируется передать в аренду дочерним фирмам. «Таким образом, из автогиганта завод станет чем-то вроде холдинга», — считает источник.

Руководитель пресс-службы АвтоВАЗа Андрей Арцыков, отвечая на вопрос „Ъ“ о перспективах утверждения проекта приказа, отказался его комментировать, пояснив, что пресс-служба «не дает журналистам информацию по тем решениям, которые находятся в проработке». «Никакого приказа не было, это было просто поручение определенным службам завода проработать вопрос возможности сокращения издержек», — заявил „Ъ“ господин Арцыков.

Между тем, перспективами возможной реструктуризации завода уже озаботились его профсоюзы. В официальном профсоюзе АвтоВАЗа „Ъ“ заявили, что в случае если Виталий Вильчик поставит под приказом свою подпись, завод ожидает неминуемое сокращение штатов на 5-10%, под которое подпадут в основном пенсионеры. В неофициальном профсоюзе «Единство» считают, что количество работников, уволенных с АвтоВАЗа и не принятых во вновь создаваемые предприятия, может достигнуть 20%. «Мы проанализировали опыт реорганизации крупных производств, в том числе и на Западе, и пришли к выводу, что массовое сокращение штатов неизбежно», — сказал „Ъ“ член профкома «Единства» Сергей Ершов.

Представитель правительства Самарской области заметил, что «в кабинете министров знают о возможных мерах руководства автозавода и относятся к ним «с пониманием». «На мой взгляд, сейчас федеральные власти значительно ужесточили свою позицию по отношению к российскому автопрому и дали зеленый свет иностранным компаниям, собирающимся организовать свое производство в нашей стране. В этой ситуации реструктуризация АвтоВАЗа и возможное сокращение штатов выглядит абсолютно оправданным. Если не принять и эти шаги, то уже через несколько лет наш завод не сможет конкурировать с иностранными компаниями и без работы останется весь 120-тысячный коллектив предприятия», — считает он.

МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ

№93 от 25.05.2005, СР

"Коммерсантъ" в Самаре"

***