Правительство одобрило предложение Минфина по индексации табачных и алкогольных акцизов. С 1 января 2006 года акцизна табак вырастет на 15 процентов, водочный — на 9.

Хотя грядущая наценка на водку будет в полтора раза меньше, чем на “дым”, повышенную тревогу специалистов вызывает ситуация именно на водочном рынке. Уже сегодня более половины его занято поддельной продукцией, от которой ежегодно умирает свыше 30 тысяч человек. Этот факт уже признан “на самом верху”. Но выхода пока не видно: правительство до сих пор не определилось, как же бороться с теневым бизнесом и при этом защищать интересы легального. Ради пополнения бюджета Минфин регулярно индексирует водочные акцизы, и на этом контроль государства за алкогольным рынком, по сути, заканчивается.

Вот и опять принято решение взимать акциз с ликероводочных предприятий. Признано нецелесообразным переносить его на спиртзаводы, а также отменять налоговые льготы для технического спирта. Хотя именно из него подпольные водочные цеха и гонят свое ядовитое дешевое пойло.

А легальным производителям водки снова нужно ломать голову над тем, как минимизировать налоговую нагрузку. Сегодня доля акциза в стоимости бутылки — 34 рубля 50 копеек. С увеличением акциза на 9 процентов она повысится до 37 рублей 60 копеек (не считая прочих налогов).

Теперь посчитаем. Бутылка “общеупотребительной” водки стоит в среднем 70-75 рублей (в Москве дороже). Таким образом, сумма акциза — это половина ее стоимости. Другая половина — тара и колпачок (3,5 руб.), этикетка (1,5 руб.), спирт (6 руб.), производственные расходы, включая зарплату рабочих (1,5 руб.), иные, кроме акциза, налоги предприятия — на имущество, прибыль, землю и т.д. (еще 1,5 руб.), региональная и федеральная специальные акцизные марки (2,5 руб.). К этому надо приплюсовать оптовую и розничную торговые наценки: первая составляет 6 процентов с бутылки, вторая — 20. Итого вместе с акцизом на затраты уходит 72 рубля. Если производителю в итоге достанется хотя бы пара рубликов прибыли — его счастье.

Как заявил “Труду” глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, реально ликероводочные заводы могут сэкономить только на акцизе — от остальных затрат никуда не денешься. И после каждого повышения акциза у многих появляется искушение увести часть производства “в тень”. В итоге уже давно многие заводы днем делают водку подакцизную, а ночью, на тех же производственных линиях, разливают “левую”. Так и спасаются от налоговых переборов.

Между тем в минувшую пятницу Дума опять (в пятый или шестой раз — все уже сбились со счета) перенесла рассмотрение поправок в закон о госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Причина — межведомственная несогласованность ряда положений документа. Если правительство не поторопится начать тотальное наступление на теневой алкогольный рынок, жертв “паленой” водки будет с каждым годом все больше.

«Труд» №91 (24773), 24.05.05

*