«Валдай», которого ждали все. На 13-м Международном автосалоне «SIA–2005» в Киеве, который пройдет с 23 по 29 мая, Горьковский автозавод претендует на сенсации.
И Украина, и международный автосалон в Киеве дают Горьковскому автогиганту простор для демонстрации своих возможностей. В минувшем году в Украину поставлено 19 529 автомобилей и машкомплектов марки «ГАЗ», в планах 2005 года — отгрузка 22 500 автомобилей. Вместе с открытием автосалона начнет свою работу первый в Украине и один из первых в странах СНГ фирменный автоцентр «ГАЗ». На «SIA-2005» в составе экспозиции холдинга «РусПромАвто» «ГАЗ» представил ГАЗ-3310 «Валдай», внедорожник ГАЗ-3106 и ГАЗ-3302 «Газель»-эвакуатор.
Джип ГАЗ-3106 демонстрирует стратегическую цель «ГАЗа» войти в развивающийся сегмент внедорожников.
«Газель»-эвакуатор дает представление о возможностях ОАО «ГАЗ» в создании транспортных средств для эксплуатации в самых разнообразных сферах. Программа по производству спецтехники включает выпуск коммунальных, строительных, медицинских, инкассаторских автомобилей, автоцистерн, передвижных мастерских и лабораторий, спецтранспорт для МЧС.
А о новом среднетоннажном грузовике ГАЗ-3310 «Валдай», который ОАО «ГАЗ» также предлагает активно развивающемуся украинскому рынку, скажем чуть подробнее. Новая машина Горьковского автозавода появилась в свое время. Это даже без пояснений конструкторов и руководства «ГАЗа» очевидно. На сегодня развивающемуся малому и среднему бизнесу России зачастую уже не хватает тоннажа «Газели». Но из тех, что побольше — грузовика ГАЗ-3307 и 3309 и ЗИЛовского «бычка», — первый остается прежде всего незаменимым для бездорожья и сельских условий, а от второго хотят большего соответствия современным требованиям.
— «Валдай» появился потому, что востребован, — говорит первый заместитель генерального директора ОАО «ГАЗ», директор «Торгового Дома «Русские машины» Виктор Масленников. — Да, имеются более крупные перевозчики. Но в нише городского развозного грузовика грузоподъемностью от 3 до 5 тонн мало кто был представлен.
Проект «Валдая» был разработан еще в 1999 году. Но тогда была не совсем ясна его возможная ниша. Он был максимально унифицирован со средними грузовиками. Но прошло время, и мы изменили конструкцию. Теперь мы можем констатировать полное соответствие новой модели «ГАЗа» требованиям российского бизнеса.
И не только требованиям грузовых перевозок. «Валдай» — это в скором времени наш новый автобус. И этот представитель «валдайского» семейства (судя по планам автогиганта, многочисленного) будет тоже перспективным шагом вперед. Ведь между микроавтобусом «Газель» и «пазиком» сейчас нет практически ничего. Эту нишу и займет «Валдай». Если вместимость «Газели» 13—15 человек, то «Валдай» перевезет 36 пассажиров. Он будет полноправно совершать междугородние рейсы дальностью свыше 50 км.
Итак, новый автомобиль будет больше, перевезет больше грузов и больше пассажиров. Но главное не это. Речь в первую голову идет о новых достижениях в качестве. Главный конструктор грузовых автомобилей ОАО «ГАЗ» Олег Филимонов гордости не скрывает:
— Все знают «ГАЗовскую» школу, убедились в том, как работают наши средние грузовики. Неубиваемая машина, выдерживающая высокие перегрузки. И вот представьте, что теперь мы к этому добавляем задние тормозные диски, АБС и пневматику!
«Валдай» — первый российский автомобиль, на котором и спереди, и сзади установлены вентилируемые дисковые механизмы. Большинство легковых автомобилей не имеют таких тормозов! А еще это первый грузовик «ГАЗа» с пневмоприводом тормозов. Плюс «Валдаи» оснащаются АБС (антиблокировочной системой). Три этих вещи вкупе — мечта для владельца легковушки. А ведь речь о грузовике. Теперь даже самым рьяным лоббистам ввозных автомобилей и антагонистам отечественной автопромышленности придется замолчать: более безопасную и современную тормозную систему вряд ли сыскать.
«Валдай» можно по праву назвать средоточием новых конструкторских решений, определяющих перспективы автомобилестроения в России. Оригинальная передняя подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости обеспечивает плавность хода и высокую устойчивость на поворотах. Она установлена не как у среднетоннажных, для тяжелых условий, а как у «Газели». Понижено положение двигателя, что тоже работает на устойчивость.
На «Валдае» устанавливают белорусский дизельный двигатель ММЗ Д-245.7Е2 с турбонадувом в 122 лошадиные силы, специально адаптированный под него и отвечающий требованиям экологической безопасности «Евро-2». Кроме того, он оборудован специальной системой облегченного запуска в холодное время года. Максимальная скорость нового автомобиля — 110 км/ч, расход дизельного топлива — 13, 5 литра на 100 км. А новая пятиступенчатая коробка передач и гидроусилитель руля обеспечивают такую легкость управления и маневренность, что на тест-драйве с ними с удовольствием справлялись и женщины.
— Баранцев (гендиректор ОАО «ГАЗ». — Ред.) вел проект решительно. На форсированных испытаниях все отработали. Каждая деталь имеет трехмерную математическую модель, — рассказал Виктор Масленников.
Горьковский автозавод строил новую машину с максимальными возможностями комплектации для каждого заказчика. Грузоподъемность «Валдая» (4 тонны) можно как увеличить до 5 тонн, так и уменьшить до 3,5. В последнем случае не надо получать лицензию на грузовые перевозки. По желанию потребителя могут быть установлены другие двигатели, в том числе и производимый на «ГАЗе» по лицензии Steyr.
Погрузочная высота кузова всего метр — можно и бочки закатить. В кабину не нужно скакать по лесенке. И легко усадить второго пассажира. Цена такой мечты предпринимателя — от 400 тысяч рублей.
— Небольшую опытно-промышленную партию, взятую в апреле, мы уже продали. Записались в очередь 50 человек, в основном из регионов, — сказал Сергей Лимонников, представитель дилерской компании. — Большой спрос на спецтехнику, фургоны, товарные, хлебные, молоковозы. Конечно, теперь из-за лучших потребительских качеств бизнес будет предпочитать «ЗИЛовскому» «бычку» «ГАЗовский» «Валдай».
К сентябрю Горьковский автозавод планирует широкую рекламную кампанию нового автомобиля. Известность новый грузовичок получит еще большую. Предприниматели и бизнесмены приобретут надежного помощника, пассажиры — безопасный и комфортабельный автобус. И пока у правительства нет ясной политики в автопроме, деловой мир и России, и СНГ, и других стран будет вести переговоры о «Валдае», о представленных на автосалоне «Газелях» спецназначения, о джипе-3106. И заключать договора.
Антон ГОЛОВКО
Трибуна
24 МАЯ, 2005 ГОДА
***