Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям опубликовало доклад «Российский рынок периодической печати в 2005 году» . Как следует из этого доклада, сейчас в России выходит более половины печатных СМИ из 46 тысяч зарегистрированных зарегистрированных. Тем не менее, по экспертным оценкам, объем рекламы в СМИ в 2004 году составил в России 3,85 миллиарда долларов, а прогноз на 2005 год составляет 4,65 миллиарда. >>>

По темпам роста отечественный рынок прессы уступает только индийскому и китайскому. Всего на начало этого года зарегистрировано 46 тысяч наименований периодики (26 тысяч газет, более 16,5 тысячи журналов и 3,4 тысячи альманахов, сборников, бюллетеней). Это на 21,3 тысячи больше, чем на начало 2000 года.

В России зарегистрировано 46 тысяч печатных СМИ. Такие данные приводятся в докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати в 2005 году». Однако, как следует из того же доклада, «реально издающихся печатных СМИ немногим более половины от зарегистрированных».

Тем не менее в прошлом году было реализовано печатных изданий на сумму около 1,9 миллиарда долларов. Кроме того, пресса освоила 1,25 миллиарда долларов рекламных средств. Всего же, по экспертным оценкам, объем рекламы в СМИ в 2004 году составил в России 3,85 миллиарда долларов, а прогноз на 2005 год составляет 4,65 миллиарда. При этом не исключено, что в 2006 году общий объем рекламы в СМИ может достигнуть уровня 5,2 миллиарда долларов.

Еще более проявились наметившиеся ранее тенденции: сокращается аудитория ежедневных изданий и растет — у еженедельников и журналов. Например, по данным TNS Gallup Media, тиражи сокращаются даже у самых известных изданий. Эксперты полагают, что у нас нет предпосылок для рыночного развития газетного рынка. До 90 процентов газет субсидируются государством или частными инвесторами.

Рост числа выпускаемых в России журналов во многом обусловлен выходом на российский рынок зарубежных издательских брендов. Ежегодно он увеличивается на 8-10 процентов. Эксперты считают, журнальный сегмент будет развиваться динамично еще какое-то время. Например, в такой нише, как женские журналы, рост может быть не очень высоким в процентном отношении, но абсолютные цифры будут значительными в силу того, что ниша сама по себе довольно велика.

Развитие нашего рынка периодики вполне укладывается в мировую тенденцию. И в развитых странах Запада сейчас ослабевают позиции ежедневных газет, на смену которым приходят их виртуальные аналоги и интернет-газеты. Оперативность у таких изданий выше, а производственные расходы не идут ни в какое сравнение с печатными изданиями. При этом аудитория все больше интересуется журналами, которые можно полистать на досуге. На Западе наблюдается настоящий бум журнального бизнеса. В Великобритании ежедневно регистрируются три новых журнала, а в США за последний год появилось свыше тысячи журнальных изданий на все вкусы. Эксперты считают, что и нас ждет нечто подобное, но при этом газеты еще продержатся, потому что доступ к Интернету имеют пока далеко не все. Особенно это касается провинции.

По данным Роспечати, в 2004 году средняя суточная аудитория новостных сайтов российской сети возросла на 65 процентов. Прогнозируется, что доходы от предоставления доступа в Интернет в этом году превысят 1 миллиард долларов, тогда как в прошлом году они составили 560 миллионов.

Если журналы наше будущее, то газеты — настоящее. Общегодовой тираж российских газет в 2004 году превысил 8,5 миллиарда экземпляров, тираж журналов составил только 600 миллионов экземпляров.

Газеты распределены по регионам достаточно равномерно — на Москву и Петербург приходится не более 10 процентов общего количества наименований. В то же время, подавляющее большинство журналов — свыше 91 процента наименований и 98 процентов тиража — зарегистрированы и выходят в свет в столицах.

В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям считают, что «в современной России СМИ могут эффективно развиваться только как бизнес». «Рынок СМИ — рынок сложный, он еще не сформировался как прозрачный, но это рынок успешный и динамично развивающийся», — говорит руководитель агентства Михаил Сеславинский.

В докладе прогнозируется увеличение объема медиарынка к 2008 году до 8 миллиардов долларов. По мнению президента Международной федерации периодической печати Дональда Каммерфельда, объем рынка прессы в предстоящие 10 лет может вырасти в 10 раз. Правда, подобные планы осуществимы лишь при наличии разветвленной сети распространения периодики.

По мнению экспертов, в ближайшие годы ожидается замедление роста рекламы на телевидении. Средства должны плавно перетекать в печатный сектор. Между тем в сегменте печатных СМИ на лидирующие позиции по темпам роста должны выйти массовые журналы, причем не глянцевые, а тонкие и довольно дешевые. Именно этот сектор в последнее время привлекает внимание зарубежных инвесторов.

Что касается рекламы, без которой сегодня не мыслимо развитие СМИ, то прогнозы здесь весьма оптимистичны. Российский рекламный рынок по-прежнему считается самым быстрорастущим в мире. По прогнозам, в 2005-2006 годах рынок будет расти ежегодно примерно на 30 процентов.

Сегодня лидером по темпам роста рекламы является скромный, всего 30 миллионов долларов, сегмент интернет-рекламы, который увеличился за прошлый год на 67 процентов.

По-прежнему самый крупный сегмент — телевизионная реклама. Это 44,1 процента всего рекламного рынка, или 1,7 миллиарда долларов. Он развивался динамично и вырос на 37 процентов, главным образом за счет увеличения расценок на телевизионный эфир. Ежегодно расценки на ТВ-рекламу увеличиваются примерно на 25-30 процентов. Специалисты считают, что иного пути нет, ибо объемы рекламы на телевидении увеличивать уже нельзя, время на всех каналах уже забито рекламой, как говорится, «под завязочку».

В 2004 году резко вырос рынок СМС-рекламы. Объемы здесь пока мизерные, но перспективы считаются хорошими.

Сегмент рекламы в прессе демонстрировал слабый рост. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2004 году на рекламу в прессе компании потратили 1,2 миллиарда долларов по сравнению с 935 миллионами в 2003 году. Прирост шел в основном за счет специализированных рекламных изданий и глянцевых журналов.

На рынке последних наблюдалась явная экспансия западных издателей. Предполагается, что в нынешнем году они еще более укрепят свои позиции и перетянут на себя значительную часть рекламы из газет и наших традиционных журналов. Рекламу в печати размещают в основном риелторы и продавцы автомобилей, банки и туроператоры.

Рынок наружной рекламы вырос на 34 процента, достигнув 710 миллионов долларов. Доля «наружки» высока — 20 процентов рынка (это самый высокий показатель в мире), причем 80 процентов этого вида рекламы приходится на Москву. Но вряд ли она будет расти в этом году высокими темпами — законодатели решили ужесточить условия размещения наружной рекламы.

Прирост в сегменте радиорекламы составил в 2004 году 29 процентов, объем рынка составил 200 миллионов долларов. Этот куш делят между собой два десятка мало чем отличающихся друг от друга музыкальных радиостанций.

Андрей Евпланов

Дата публикации 24 мая 2005 г.

«Российская газета»

***