Папаризу — редкая птица, которая долетела до середины Днепра
Конкурс «Евровидение» принято ругать. За слабый состав участников (в основном это выпускники «Фабрик звезд» разных стран), за то, что никто из певцов, участвующих в нем, так и не стал по-настоящему знаменит (исключение — группа «АББА»), за излишнюю политизированность и обязательный учет организаторами корпоративных интересов. И самое главное — за посредственность песен, из которых мало какие становились настоящими хитами.
Однако нынешний конкурс показал, что организаторы изо всех сил стараются поломать сложившийся стереотип. Прежде всего этот конкурс — юбилейный, 50-й по счету, и в него внесено немало новшеств. Рекордное число участников — 39 стран (добавились Болгария, Венгрия и Молдавия), финал длится дольше обычного — 3 часа 20 минут (полуфинал — 2 часа 15 минут), новые технологии трансляции, объемный звук…
Снимает зрелище 20 камер — это тоже больше, чем прежде. Суперсовременная сцена. Когда видишь ее из зала, становится немного обидно за телезрителей, потому что экран не показывает и половины эффектов, которые сопровождают каждое конкурсное выступление.
Но все это гарнир. Основное же — то, что все отмечают специалисты: уровень исполнителей в этом году гораздо выше, чем обычно. Многие из песен превратились уже в запоминающиеся хиты — по крайней мере в Киеве, и народ их с удовольствием распевает. Так, людям пришлась по сердцу песня польских участников — группы «Иван и Дельфин» (один из куплетов поется на русском языке), и они с удовольствием ее слушают и поют, несмотря на то, что исполнители даже не прошли в финал.
У 20 камер конкурс «без глаза»
У тех же, кто занимается конкурсом профессионально, предпочтения несколько иные. Так, уже в полуфинале, который состоялся 19 мая, все отметили высокий уровень исполнителей из Молдовы, Румынии, Израиля, Норвегии и Швейцарии. Понравился и номер венгерских участников — отточенный настолько, что артисты кажутся даже не живыми людьми, а заводными игрушками из музыкальной шкатулки. Из финалистов же выделяли мальтийскую певицу Чиару — одна на сцене, никаких танцоров и бэк-вокалистов, мощный голос, хорошая песня. Во время репетиций даже журналисты в пресс-центре отрывались от компьютеров и громко ей аплодировали. По результатам голосования телезрителей, Чиара заняла второе место абсолютно заслуженно. Израильская певица Шири покорила всех внешностью и достойным исполнением, молодые ребята из группы No Name (Сербия и Черногория) — драйвом и задором, румыны (третье место) и норвежцы — мощнейшим напором и эффектами.
Наряду с фаворитами были и аутсайдеры. Так, откровенно слабы оказались певицы, представлявшие Великобританию и Францию. Если бы эти страны, согласно правилам конкурса, не попадали в финал автоматически, они бы явно не прошли через полуфинальное состязание.
Кроме того, получилось, что у 20 камер «картинка без глаза». Певцы сняты очень неравномерно: одни — лучше, а другие — хуже. Так, отлично снимали представителя Дании, израильскую певицу — Шири. Но камеры не могли до конца передать, например, весь колорит выступления норвежской группы «Виг Вам» или турецкой певицы.
То, что на конкурсе победит греческая певица Елена Папаризу, было очевидно с самого начала. Но срабатывал эффект выборов: вроде бы знаешь кто будет первым (кстати, песня Елены так и называется «Мой номер один»), но на каком-то этапе начинаешь верить и втягиваться в эту игру. Елена появилась на сцене, как греческая богиня Афина, и работала поистине с олимпийской уверенностью. Ее песня была именно тем, что нужно, и попадала в стилистику конкурса по всем параметрам: немного танца, игра на оригинальном музыкальном инструменте, яркий национальный колорит. Возможно, не всех она, что называется «цепляла» и брала за душу, но этого по условиям конкурса и не требуется.
В этом последнем смысле на конкурсе выделялись представители Молдовы — группа Zdob Si Zdub. Текст их песни написан на английском, лишь припев — на молдавском. Мелодия заводила зал, что называется с пол-оборота. А главная фишка, которая привлекла всеобщее внимание, то — что они привезли с собой замечательную бабусю из народа. Часть песни она сидит на сцене в кресле-качалке, прижимая к себе огромный круглый барабан, а потом встает и играет на нем, кружась в зажигательном танце с солистом группы.
Видимо, такая человечность и вызвала интерес к представителям Молдавии. Потому что сам конкурс настолько техничен и технологичен, исполнители столько раз обкатывают номера (вначале — индивидуальные репетиции, потом — три раза «прогоняют» полуфинал и столько же — финал), что остается только удивляться, если, кроме автоматизма, у кого-то из них все же проскакивает что-то душевное.
Стоит ли удивляться, что во время интервью они тоже поют свои песни вместо того, чтобы говорить. А немецкая певица Gracia (она, кстати, заняла в конкурсе последнее место) призналась в интервью, что вообще не спит.
При таком положении вещей понятно, что одними из самых востребованных людей во время конкурса являются местные медики и фармацевты. То простудился кипрский конкурсант, то на генеральной репетиции финала врачи запретили петь одному из участников латвийского дуэта. А сколько раз пропадал голос у представителей делегаций всех стран — сосчитать невозможно.
Но не только медики улучшают свое материальное положение благодаря конкурсу. Для Киева конкурс — своеобразная матрешка на экспорт. Все стремятся так или иначе засветиться на «Евровидении», даже работая здесь бесплатно.
Не знаю, как заработал Киев на конкурсе, говорят, что большинство билетов не было продано из-за высокой цены (300 евро стоили билеты на финал, 100 — на полуфинал), но вложил немало. За одну только аренду Дворца спорта первоначально требовали невероятные деньги, и только вмешательство политиков помогло снизить сумму. Однако настроение у горожан было отменное. На Майдане, как и на самом конкурсе, тоже работали 20 камер, и уж там они смотрели «во все глаза».
Про русскость и новорусскость
Что касается России и ее представителей на конкурсе, то здесь налицо своеобразное столкновение поколений. С одной стороны, Филипп Киркоров и продюсируемая им Анжелика Агурбаш, представляющая Белоруссию, неприятно поразили всех своей новорусскостью и кичем, на который способны богатые и безвкусные люди.
Наряд Анжелики тоже не вызвал восхищения. В народе смену ее трех платьев сразу же прозвали «стриптиз от Юдашкина». Первое платье весило 70 килограммов — больше, чем сама певица, которая напоминала в нем золотой слиток. А юдашкинские кружева весьма мешали ее танцорам. Все признали, что певица и стилем, и поведением весьма похожа на Киркорова. А провал Агурбаш на полуфинале показал, что силы стоило вкладывать в другое, а деньги — сэкономить.
На финал конкурса «Евровидение» Киркоров пришел без излишней помпы, как простой смертный.
На протяжении всего финала он сидел в очках с буклетом «Евровидения» в одной руке и ручкой в другой и как прилежный ученик что-то записывал. Ему явно было чему поучиться — все его последние продюсерские проекты (Стоцкая, «Чикаго», Агурбаш) с треском проваливались.
Агурбаш и Подольская действительно приехали на конкурс из разных стран, хотя родом они обе из Беларуси. Наталья Подольская публике на конкурсе пришлась по душе. В ее пользу говорили молодость, сильный голос, неплохое знание английского, драйв и старательность. Она не корчила из себя звезду, прилежно работала и не провоцировала никаких скандалов. Хотя сразу было ясно, что она не победит, ее выступление показало, что в России есть что-то новое, пусть и созданное на «Фабрике звезд».
Узнав после результатов голосования, что оказалась лишь на 15-м месте, Наташа и виду не подала, что расстроилась. С сопровождающими отправилась на прощальную вечеринку в евроклуб «Арена», где держалась так, словно все прошло абсолютно нормально. Так что, если прислушаться к мнению специалистов, которые говорят, что сегодня молодые певцы едут на «Евровидение» исключительно не ради победы, а для того, чтобы в их резюме была строчка «участник «Евровидения», то у Подольской в этом смысле все в порядке.
Общее отношение к нашей стране в Киеве достаточно настороженное. Не случайно же Украина и Россия дали на конкурсе друг другу рекордно низкое количество баллов (Россия Украине — 2 балла, а Украина России — четыре). Впрочем, на вопрос корреспондента «РГ» о нашей участнице и об отношениях между Россией и Украиной популярная украинская певица Руслана, победительница прошлогоднего «Евровидения», ответила так:
— Я очень оберегаю «Евровидение» от политики. Я хочу, чтобы во время конкурса кто-то в кого-то влюбился, кто-то с кем-то поженился. Музыка всегда нас всех поддерживала. А за Наталочку я буду тримати кулаки (за Наташу я буду держать кулаки).
Однако Руслана — одна из главных «оранжевых» — слукавила. Уберечь конкурс от политики в Украине не удалось, да и никто здесь не ставил такой цели. И пример тому — насквозь политизированная группа «Грынжолы», выступающая с гимном «оранжевой революции».
Но к политике можно попытаться относиться и несерьезно, как сделал в своем новом клипе артист Андрей Данилко (Верка Сердючка). В конец клипа он вставил такой диалог:
— Говорят, ты будешь выступать на «Евровидении» то ли за Россию, то ли за Украину?
— Поеду выступлю за Казахстан. Пусть и другие повыигрывают.
МНЕНИЯ
Виктор Дробыш,
продюсер и композитор российской участницы конкурса Натальи Подольской:
— «Евровидение» мне нравится хотя бы из-за того, что начинает меняться, перестает быть конкурсом для домохозяек. Мне кажется, оно сейчас становится действительно модным, хорошим конкурсом и расширило свою аудиторию от молодых до людей пожилого возраста. Отношение к «Евровидению» во всем мире изменилось. И люди, и страны, и звукозаписывающие компании начинают с этим считаться.
Политический же момент на конкурсе, о котором говорят, проявляется в голосовании. Например, финны и шведы. Они живут рядом, у них все общее, кровь смешана. Естественно, они будут голосовать друг за друга. Германия, в которой сейчас много турок, конечно же, проголосует за турецкого исполнителя.
Что касается Натальи Подольской и ее песни, то, надеюсь, она попала на правильный праздник. Она немного не вписывается в формат «Евровидения», но в этом тоже что-то есть. Обычно поют веселые песни с национальными особенностями, а я считаю, что это — формат 90-х годов, потому что жизнь меняется, музыка тоже. Мы относимся к стране, где медленнее все меняется в отличие от соседей. Но для меня Наташина песня — формат. Я вообще считаю, что все, что логично, красиво и по-честному, — это формат.
Юрий Аксюта,
директор дирекции музыкального вещания Первого канала, комментатор конкурса «Евровидение-2005» для российских зрителей, руководитель российской делегации:
— В этом году действительно очень сильный состав участников — как по исполнителям, так и по песням, которые представлены. Поэтому борьба была достаточно жесткой. Мы приезжаем на конкурс бороться и побеждать. Не занимать первое место, что очень важно, а именно бороться. Если мы не победили, то для нас это не является поражением. Я уверен, что Подольская была подготовлена к конкурсу очень хорошо на общем уровне. У нее очень спокойный характер, с ней приятно работать. Но… «Евровидение» — это самый непрогнозируемый конкурс.
«Российская газета» N3776 от 23 мая 2005 г.
*