Нокаут не получился. Когда не имеешь больших ожиданий, то, казалось бы, и не в чем разочаровываться. И все же, и все же… Когда дело касается искусства, в частности, кинематографа, то у меня, давно профессионально занимающегося кинокритикой, все-таки всегда есть надежда, что очередной фильм как-то порадует, отвлечет от реальности, откроет новые горизонты. >>>

Между прочим, режиссер Рон Ховард несколько раз поднимался выше моих ожиданий, поставив такие картины, как «Аполлон-13» и «Игры разума». За последний он был удостоен «Оскара» как лучший режиссер. И все же я не считаю Ховарда большим художником. Не хочу назвать его ремесленником: это слово в русском языке приобрело негативную коннотацию. Но по-английски я бы его назвал artisan или craftsman, что в принципе тоже – хоть и без обиды – означает человека, владеющего ремеслом, но не артиста.

К этой категории артизанов я причисляю и прославленного Клинта Иствуда, дважды удостоенного «Оскара» за режиссуру, в последний раз за прошлогодний фильм «Малышка на миллион долларов». Эта картина была о женщине-боксере. Но должен сказать, что на фоне новой «боксерской» картины Ховарда «По прозвищу Золушка» (Cinderella Man) «Малышка» Иствуда смотрится почти как высокое искусство – настолько заземленной и натужной кажется картина Ховарда.

Ее герой – реальный человек, боксер Джеймс Брэддок (Рассел Кроу) – предстает в начале фильма как восходящая звезда американского бокса, финансово преуспевающий человек с милой и верной женой Мэй (Рене Зеллвегер) и не менее верным менеджером Джо Гулдом (Пол Джиаматти). Джеймс – замечательный отец семейства, у него трое маленьких детей.

Без особых объяснений автор сценария Акива Голдсмен быстро, даже слишком быстро переносит нас во времена Великой Депрессии в Америке. Как и многие другие, Брэддок скатился на дно жизни, потеряв все деньги на крахе биржи. Он с семьей живет в холодном подвале и вынужден подрабатывать грузчиком в порту, несмотря на то, что у него в трех местах сломана правая рука.

Мне казалось, что если в центре фильма судьба человека, ставшего в Америке символом выживания и перемены судьбы, то картина должна уделить если не основное, то значительное внимание передаче атмосферы всеобщего бедствия. Тем более, что у Ховарда и Голдсмена есть необходимая историческая дистанция от того времени и масса документального материала по теме. Но сцены, в которых Брэддок мучается у ворот порта в ожидании указующего перста менеджера, нанимающего дешевых рабочих, или эпизод разгона полицией протеста нищих в Центральном Парке Нью-Йорка выглядят довольно неуклюже. И уж совсем не масштабно. Какая уж там атмосфера, если даже подвал, где ютятся Брэддоки, или их двор-колодец выдают себя как голливудские декорации? Какая уж там и социальная правда или мысли о перманентной жестокости и безразличии общества по отношению к тем, кого обделила судьба?

В итоге нам преподносят очередную голливудскую историю об американской Золушке, ставшей принцессой. На сей раз Золушка представляет собой добро с кулаками. В прямом смысле.

Рассел Кроу, увы, совсем не обязателен в этом фильме, сделанном по точно такому же шаблону, как недавний «Фаворит». Замените лошадь на человека – и получится та же история о том, как типичный «лузер» становится чемпионом.

Да, реальный Брэддок действительно стал чемпионом вопреки всем прогнозам и дал Америке некоторую надежду. Однако, как водится в Голливуде, нам внушают мысль, что Америку от депрессии спасли Брэддоки-Золушки, а не очень дальновидный защитник капитала президент Рузвельт, понявший, что нужно поделиться, не то будет революция. И еще последовавшая вскоре Вторая мировая война, сделавшая Америку супердержавой. Я не претендую на глубокий политический анализ, но все же обидно, что фильм скачет по верхам, не волнуя, не предупреждая.

Не могу не сказать, что особенно меня опечалило, что Кроу в фильме такой плоский, такой одноплановый, как будто и не было «Игр разума» или «Гладиатора», где он был нервом обеих картин. Говоря спортивным языком, в «Играх разума» большой актер Кроу переиграл среднего режиссера Ховарда. А в «Золушке» средний режиссер Ховард переиграл большого актера Кроу.

Нужно отдать должное фильму в том, что сцены боксерских поединков сняты довольно эффектно, особенно финальный. Но художественного нокаута в итоге не получилось. Фильм не выигрывает даже по очкам.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

20.05.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***