60 лет отделяет нас от грозной военной поры, от грохота бомбёжек, от свиста пуль. Выросло новое поколение людей, которое о войне знает только из книг, кинофильмов, воспоминаний ветеранов. Департамент образования администрации г.Самары, Самарский Дворец детского и юношеского творчества в этом учебном году стали организаторами литературно-творческого конкурса «Мы – внуки Победы». Целью конкурса было не только вызвать, но и поддержать интерес к героическим страницам Великой Отечественной войны, к судьбам земляков, донести до подростков своё чувство сопричастности Великой Победе.

В конкурсе приняло участие 168 человек. Много хороших, искренних работ представлено на конкурс. Ребята писали о своих прадедушках и прабабушках, о своих впечатлениях от встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.

22 работы признаны лучшими. Это – рассказы, очерки, стихи, альбомы памяти, экскурсионный маршрут. Готовится к изданию сборник творческих работ «Мы – внуки Победы». Проза и стихи, помещённые в нём – земной поклон растущей молодёжи героической уходящей старости.

Конкурс выявил много одарённых детей. Мышкин Вадим (школа № 79), Сургутанов Николай (школа № 121), Якимцева Юлия (школа № 66) стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса Международного союза книголюбов. Пять участников литературно-творческого конкурса готовятся принять участие в июне 2005 г. во Всероссийском фестивале «Салют, Победа!» в г. Геленджике. Ребята будут участниками творческих летних городских и областных смен.

Сборник литературно-творческих работ «Мы – внуки Победы» и сборник стихов лауреата Всероссийских конкурсов юных поэтов, активного участника поэтической гостиной «Вдохновение» Самарского Дворца детского и юношеского творчества Сургутанова Николая был подарен музею-библиотеке «Строки, опалённые войной», открывшегося при Самарской Губернской Думы 4 мая 2005 г.

Обзор материалов, представленных на литературно-творческий конкурс «Мы – внуки Победы»

ЕРШОВА МАРИЯ

Дневной пансион-84

10 класс

ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА ОБ ЭТОМ НЕ ЗАБУДЕМ!

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Твардовский

Шестьдесят лет отделяют нас от грозной военной поры, от грохота бомбёжек, от свиста пуль, от запаха пороха, дыма и крови. Но «память о прошлом не знает забвенья». Память… Наверное, почти в каждой семье хранятся потёртые письма – «треуголки» и пожелтевшие фотографии военных лет. Вот и я держу в руках старую, чуть надорванную с уголка фотокарточку. Пилотка залихватски сдвинута набок, задорный взгляд, на губах улыбка… Молодой, красивый… Кто это? Мой прадед. Я смотрю на снимок и пытаюсь понять, о чём он думал тогда. Возможно, о скорой победе, а может быть, ему вспомнилась любимая жена, родной дом, тёплый ржаной хлеб на столе, утренний голосистый хор петухов. Я никогда не видела прадеда и знаю о нём только по рассказам бабушки (его дочери) и двум «треуголкам», наспех написанным в землянке: «А обо мне, родная, не беспокойся. Всё в порядке, помаленьку воюем, скоро соберёмся с силами и дадим фрицам прикурить…» А так ли было на самом деле? «Всё в порядке, помаленьку воюем…» – неужели это и есть война? Нет, просто прадед не хотел тогда писать правду. Разве мог он рассказать, зная, что его жена растит одна двоих детей, о том, что немцы наступают, что вчера из боя не вернулась ещё одна рота? Нет, не мог он жаловаться, не имел права, хотя первые бои под Москвой были самыми страшными. Но прабабушка всё понимала, крепилась, а когда пришла похоронка (через две с половиной недели после последнего письма), дала волю слезам.

Отголоски войны слышатся до сих пор. Первый отзвук её – боевые действия в Афганистане. Мой дядя был там. Каждый день пребывания его в Афгане прибавлял матери седых волос и новых морщин на ещё молодом лице. Понимала, что он может не вернуться… А он пришёл домой «всем смертям назло», правда, с протезом вместо ноги. Ушёл восемнадцатилетним парнем, в девятнадцать лет вернулся инвалидом. Кого защищали наши солдаты в Афгане? Нужны ли такие жертвы? Обязан ли человек стрелять в человека? Неужели этого нельзя избежать? Как видно, нет.

Прошла и первая, и вторая чеченские войны, а на Северном Кавказе всё ещё слышны выстрелы, ещё падают с остекленевшими глазами молодые ребята, плачут их матери.

В 2003 году в нашей школе проводилась акция «Милосердие», и ученики нашего класса решили навестить в госпитале раненых ребят. Мы знали, что где-то на Кавказе идёт война, видели по телевизору разрушенные дома, парней в камуфляже на броне танков… Хотелось узнать от них, какая она, война, поговорить с ними, возможно, чем-то помочь.

– Пойдёте в травматологическое отделение? – спросил нас полковник. – Не испугаетесь?

– Нет! – бодро ответили мы.

Нас встретила немолодая приятная женщина – медсестра. Она открыла дверь, в нос ударил запах йода и каких-то незнакомых лекарств. Первое, что я увидела, – большие глаза, внимательно смотревшие на меня. «Симпатичный, – подумала я, – мягкая улыбка, вьющиеся волосы.

– Привет! – сказала я, смело шагнула вперёд и… остолбенела: у парня выше колен не было обеих ног. («Как у дяди Серёжи!» – мелькнуло в голове.).

– Не бойся, подойди, меня зовут Ренат.

Для себя я решила, что приду сюда, в госпиталь, ещё раз. Мы пришли вновь через три дня. Нам были рады Ренат, лишённый обеих ног, Игорь, раненный в бедро, Николай, у которого из-под рёбер и из живота торчали какие-то трубочки, Миша с оторванными пальцами правой руки… Мы принесли им фрукты и сладости, газеты и книги, свежесть морозного вечера и самарские новости. Они постепенно раскрывали нам свои души, рассказывали правду о войне в Чечне. Но какой же страшной оказалась эта правда! Так мы узнали, что такое настоящая война.

Эти ещё, в сущности, мальчишки не считают себя героями. Им плохо здесь без мамы, знакомых, друзей. Им хочется домой, к себе в Воронеж, Курск, Челябинск, Подмосковье…

Защищали ли они Россию? Да. Так же, как и их деды в Великую Отечественную, и их отцы в Афганистане. Три поколения мужчин воюют за Россию, за меня, за нас, за солнце над нашей головой. Когда это закончится? Не знаю… Никто не знает… Возможно, именно тогда, когда все люди будут помнить о тех, кто никогда не вернётся из боя, не сможет поднять на руках ребёнка, поцеловать жену, вдохнуть чистый свежий воздух…

Я вновь вчитываюсь в едва различимые слова письма с фронта и думаю о прадеде, похороненном где-то под Москвой… И на бумагу сами собой ложатся слова-завещания, как будто сказанные моим погибшим прадедом:

Ты живи за меня, за солдата,

За Петрова, за дядьку-комбата,

Поцелуй за меня ты девчонок

Да внучкам накупи распашонок,

Босиком пробегись по росе,

Заплети дочке ленту в косе,

Ты вдохни запах леса, дубравы,

Чтоб в душе защемило от правды –

Не нужна на Земле нам война,

Должен каждый прожить за себя!

ОРИЩЕНКО ГРИГОРИЙ

МОУ СОШ № 79

9 класс

***

Я очень благодарен тем,

Кто смог нас защитить,

Кто мальчиком ещё совсем

Сумел удар отбить.

Совсем, совсем не знаю я,

Что значит воевать,

Не знаю, как товарища

От пули заслонять…

Не знаю, как вперёд бежать,

Не знаю, как стрелять,

Не знаю, как бояться пуль,

И в битве побеждать.

Никак представить не могу,

Что значит воевать,

О мире Бога я молю,

Чтоб этого не знать.

***

Как страшно встретиться с войною,

На фронт уехать далеко,

Всё чаще понимать порою,

Что выжить будет нелегко.

Как страшно встретиться с войною.

Увидеть взгляд ужасных глаз…

Бок о бок шли друзья с тобою,

Но нет их больше среди нас.

Один ты выжил, ты остался…

И страшно вспомнить времена,

Когда так многих, очень близких

С собою унесла война.

***

Я слово не люблю — война —

Ужасное оно,

Ведь сотни, тысячи людей

Войной унесено…

Война ушла, но память с нами

Будет жить всегда

О тех, кто жизнь свою отдал

На линии огня…

О тех, кто не пришёл домой,

Кто потерял свой кров,

О тех, кто счастья не узнал,

Оставив плакать вдов.

Я слово не люблю — война —

Будь проклято оно!..

И в недрах матушки-земли

Навек погребено!..

***

В войне участвовать я не хочу,

Не потому, что трус или предатель,

А потому, что мир творил создатель

Никак уж не в угоду палачу.

Он мир творил, чтобы тот рос и цвёл,

Чтоб мудрость поселилась на земле,

Чтоб в каждом самом маленьком селе

Любовь и счастье человек обрёл…

Я не хочу участвовать в войне,

Но если мне придётся воевать,

Прошу, Создатель, сделай снова так,

Чтоб нашей маме не пришлось страдать!..

***

Годы прошли, а бабушка ждёт,

Сын не вернулся, первенец — Ваня…

Сколько любви, сколько вниманья

Всё бережёт, не раздаёт…

Сын не вернулся… а бабушка ждёт…

Ждёт и надеется встретиться снова,

Сразу бы с сердца слетели оковы,

Сердце скрепя бабушка ждёт.

Верит и ждёт, что в бою том ужасном

Жизнь её сын отдал не напрасно,

Верит и ждёт, что Ваня придёт,

Ваня, любимый, с фронта придёт.

Кто-то пройдёт, стукнет калитка,

Яблоко с ветки вдруг упадёт,

Жизнь так длинна, выросли детки,

Ваня придёт, Ваня придёт…

МУРЗАЕВА КСЕНИЯ

МОУ СОШ № 2

8 класс

РАССКАЗ УЧИТЕЛЬНИЦЫ

«Давно уже закончилась война,

И отгремели грозные бои,

Но в сердце, как и прежде, боль одна…

Об этом помнят близкие мои», —

Так начала учительница раз,

Свой грустный, удивительный рассказ.

«Мои деды погибли на войне,

Один — в 42-м, другой — в 44-м.

Две похоронки до сих пор хранятся в глубине

Шкатулки старенькой, в блокнотике потёртом.

Борис был папиным отцом,

Ушёл он добровольцем на войну.

Трёх сыновей оставил на жену,

Тогда ещё молоденькую бабушку мою.

Дед Михаил, высокий, статный был,

Он всей душою Родину любил.

На фронт отправился народ свой защищать,

Оставив дом, жену, трёх дочек, старенькую мать.

Мои деды, безусые, красивые, родные,

(Они всегда для нас такие молодые…)

Глядят теперь с забытых фотографий

Из прошлых лет счастливых биографий…»

Как жаль, что некуда цветов им положить:

Их братские могилы — лишь курганы.

Но я могу Вам смело доложить,

Когда приходят в нашу школу ветераны,

От всей души, с любовью и добром,

Готовы пригласить в уютный, тёплый дом.

МУРАТОВ АЛЕКСАНДР

МОУ СОШ № 108

10 класс

МЫ ПОМНИМ ПОДВИГ ЗЕМЛЯКОВ

Война прошла по жизни страшным крошевом,

Привычки и желания смешав,

И пролегла меж будущим и прошлым

Истории кровавая межа.

Ю.Белаш

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30-40-е годы 20-го столетия. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.

Многие мои сверстники знают о Великой Отечественной Войне только из книг и кинофильмов, так как все дальше и дальше уходят от нас годы войны.

И в этот знаменательный 2005 год, год 60-летия Великой победы русского народа над фашизмом, наверное, можно на пальцах пересчитать оставшихся в живых отважных сынов и дочерей нашей Родины.

Великая Отечественная Война стала не только тягчайшим испытанием в жизни народа, но и разносторонней школой народного мужества, академией жизни для тысяч молодых людей, моих современников.

Я родился после смерти моего прадеда, участника Великой Отечественной Войны Ильи Андреевича Гуленко, и горд тем, что в моих жилах течет его кровь, а мои родители хранят статьи, фотографии и книги о нем.

И есть в нашей семье одна «бесценная» реликвия, дороже которой нет в доме. Это золотые часы «Полет». И ценность их не в том, что они из благородного металла. На обратной стороне корпуса надпись: «Герою Советского Союза И. А. Гуленко от ЦК КПСС и Правительства СССР. В день 20-летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.».

Историю этих часов я слышал не один раз от моей мамы. Ей повезло больше, чем мне. Она слышала ее из первых уст…

Он никогда этих часов не носил. Почему? Об этом чуть позже. Но о подарке вспоминал часто. И когда они оказывались в его ладонях, все знали — тревожить нельзя! Видимо, в эти минуты шел особый счет времени — туда, назад, к августу сорок четвертого…

«Перед мысленным взором поплыли картины боя. Вот его расчет, сменив огневую позицию, открыл огонь по фашистским танкам. Их много. Они ползут, сосредоточив огонь по позиции артиллеристов. Тает расчет. В живых осталось лишь двое. Выведен из строя прицел. Но Гуленко продолжает разить врага. Фашистский снаряд разорвался на позиции. Взрывная волна отбросила сержанта от орудия. Это произошло 24 августа 1944 года недалеко от границы с Восточной Пруссией», — писала газета «Родина».

Сегодня, в этот весенний день, когда все дышит покоем, эта заметка из газеты может показаться до обидного простой: была поставлена боевая задача, ее надо выполнить — и она выполнена. … Но какой ценой?!

Только на 17-е сутки мой прадед пришел в себя в военном госпитале после перенесенных операций, во время которых из его тела достали 21 осколок от танкового снаряда.

«Однажды он поднес эти часы к уху, — рассказывала мама, — послушал и сказал: «Ход хороший. Я их тебе решил подарить. А ты передашь их своим детям, внукам, когда подрастут. Пусть помнят, как их деду воевать пришлось! Носите эти геройские часы и живите на мирной земле».

Сам он не мог воспользоваться ими потому, что один из осколков задел глазной нерв и навсегда лишил зрения этого мужественного человека…

Родина высоко оценила мужество, отвагу и героизм артиллериста, присвоив ему звание Героя Советского Союза.

Имя моего прадеда навсегда выгравировано на доске героев у Вечного огня нашего города, а память о нем хранится в моем сердце. И я знаю, что его жизнь всегда будет для меня примером верности Родине, символом великого подвига.

*