«Хизб ут-Тахрир» пришла в Самару . Власти поволжской губернии устранились от борьбы с проникновением в регион радикальных исламистов
(НГ). В Самарской области активизируются радикальные исламские организации, в том числе Партия исламского освобождения «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами», «Таблиг» и другие псевдорелигиозные структуры. Спецслужбы за последний год задержали несколько групп радикальных исламистов, но кардинально ситуацию это не улучшило. >>>
Мусульмане Поволжья стали объектом пристального внимания исламских радикалов.
Фото автора |
«В Самаре сегодня отмечаются попытки представителей «Хизб ут-Тахрир» наладить пропаганду своих политических взглядов среди мусульман, – заявил корреспонденту «НГ» секретарь Духовного управления мусульман (ДУМ) Самарской области Минахмет Сагиров. – На наш взгляд, их цель – создать хаос в стране. На фоне большой трудовой миграции из государств Средней Азии в регион прибывают агенты радикальных исламистов и создают глубоко законспирированную сеть из ячеек, состоящих из пяти человек, для организации политической пропаганды и компрометации наших властей».
По словам священнослужителя, крупнейшую во всем Поволжье Самарскую соборную мечеть эмиссары радикальных исламистов давно уже пытаются превратить в своеобразный почтовый ящик для распространения своих прокламаций среди верующих. По пятницам на молитву в этой мечети собирается свыше тысячи верующих. Чаще всего именно в такие дни распространяются провокационные листовки и другая экстремистская литература. На днях за распространением листовок был замечен 18-летний русский парень, недавно принявший ислам.
В листовках, как правило, содержится жесткая критика деятельности руководства ДУМ Самарской области, в том числе председателя муфтията Вагиза-хазрата Яруллина и также муфтия ДУМ Европейской части России Равиля Гайнутдина.
«В последнее время эмиссаров экстремистских организаций на территории губернии задерживали не один раз, – рассказал «НГ» руководитель пресс-службы УФСБ по Самарской области подполковник Дмитрий Романов. – Кстати, с 1996 по 1999 год самарские спецслужбы уже задерживали ваххабитов, но тогда не было зарегистрировано фактов целенаправленной пропаганды с их стороны. Мы считаем, что наша область выбрана для проведения подрывной и агитационной работы не случайно. Здесь проживает значительное число мусульман. С учетом стратегического положения региона это немаловажно для радикально настроенных сил, желающих вовлечь его в орбиту своего влияния».
Напомним, что в прошлом году из Самарской области за пропаганду ваххабизма были выдворены два гражданина Таджикистана. Затем два ваххабита были арестованы в Тольятти. Минувшей зимой на Кировском вещевом рынке сотрудники УФСБ по Самарской области задержали двух граждан Киргизии, представителей «Хизб ут-Тахрир», которые раздавали прохожим экстремистскую литературу. При обысках на квартирах «миссионеров» были обнаружены боевая граната Ф-1, книги, журналы, брошюры и листовки на русском, узбекском и арабском языках. Также изъяты своеобразные «методички» для членов партии, где разъясняется, как себя вести в ходе ареста и на допросах, как вербовать сторонников. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 282 ч. 2 УК РФ «Организация деятельности экстремистских организаций». По данным следствия, полтора десятка членов «Хизб ут-Тахрир» в Самаре строго соблюдали меры конспирации, вели отчетность о проделанной вербовочной работе, количестве распространенной литературы и т.д.
Судя по всему, происходящее сейчас в Самарской области является частью давних попыток исламских фундаменталистов укрепиться в Поволжье. Первые такие шаги были отмечены еще в 1990–1991 годах. «Сейчас идет новая стадия этого процесса, – заявил «НГ» известный самарский ученый-религиовед Михаил Федоров. – И у этого процесса две стороны: во-первых, наблюдаются преднамеренные акции, во-вторых, во многом происходящее вызвано значительной естественной трудовой миграцией. В Самарском регионе издавна проживают сунниты–ханифиты, умеренные, терпимые к людям, исповедующим другую веру. Сейчас вместе с выходцами с Северного Кавказа, из Таджикистана и других государств Центральной Азии сюда начали проникать представители экстремистских религиозных течений и политических партий. В то же время внимание к ним и влияние на них со стороны региональных властей ослаблено».
Заметим, что в конце 1980-х годов в Самаре был ликвидирован институт уполномоченных по делам религий. Взамен в области ввели должность консультанта губернатора по связям с религиозными организациями. Потом вместо него появился консультант руководителя департамента по социальным вопросам, а в итоге статус «религиоведа» был понижен до рядового специалиста в отделе по взаимодействию с общественными организациями, национальными объединениями и религиозными конфессиями.
«Ранее мы вместе с представителями Минюста отслеживали ситуацию и пытались на нее влиять, – говорит Михаил Федоров. – Сегодня это дело запущено. С эмиссарами экстремистских религиозных организаций у нас работают лишь управление ФСБ по Самарской области УБОП МВД. Не уверен, что этого достаточно в условиях тотальной войны с терроризмом, о которой объявил президент России».
Андрей Бондаренко
Самара
# 98 (3494) 20 мая 2005 г.
***