Добибикались. Всероссийская акция протеста автолюбителей была замечена правительством
Тысячи автомобилистов, которые выехали вчера на улицы российских городов лишь для того, чтобы выразить протест по поводу якобы готовящихся властями санкций в отношении праворульных машин, могут праздновать победу — руководители кабинета министров категорически заявили, что запрета в обозримом будущем не последует. Однако похоже, что слухи о запрете машин из Японии были лишь ширмой, за которой активно продолжается подготовка очередного повышения таможенных пошлин на ввоз всех подержанных иномарок.
Всероссийская акция протеста, приуроченная к обсуждению в правительстве концепции развития отечественного автопрома, стартовала вчера c Дальнего Востока, где праворульных автомобилей более 90%. Во Владивостоке акцию поддержали десятки тысяч автомобилистов — каждый второй автомобиль, включая грузовики и автобусы, ехал с зажженными фарами. Около тысячи автомобилей с лентами оранжевого, самого неприятного для власти цвета, и лозунгами, требующими снижения заградительных пошлин и тарифов ОСАГО, выстроились в колонну и со скоростью пешехода проехали по центральным улицам, полностью парализовав движение в центре Владивостока. На Сахалине акцию поддержали около трех тысяч автовладельцев. В Южно-Сахалинске автомобилисты выехали на площадь Победы и ездили по кругу, включив фары и подавая звуковые сигналы.
Если в Приморье правоохранительные органы, тоже ездящие на машинах с правым рулем, отнеслись к протестующим лояльно, то в Хабаровском крае конфликтов избежать не удалось. В Хабаровске активисты Движения автомобилистов России запланировали два митинга: у краевого совета профсоюзов и на центральной площади перед домом краевого правительства. Однако уже с утра все въезды в центр города были перекрыты усиленными нарядами милиции. Протестующие водители начали громко сигналить. Нескольким участникам акции все же удалось прорваться на центральную площадь. Работники ГИБДД немедленно отобрали у них водительские удостоверения и документы на машины. «Акция водителей с включением световых приборов днем и использованием звуковой атаки — незаконная форма протеста», — заявил вышедший к протестующим начальник краевого управления ГИБДД Виктор Саватеев, держа в руках пачку изъятых удостоверений. У резиденции полномочного представителя президента на Дальнем Востоке милиция задерживала уже не только водительские удостоверения, но и их владельцев. Под горячую руку стражей порядка попали и журналисты, которых затолкали в микроавтобус, отобрав камеры и засветив пленки в фотоаппаратах.
В Москве же владельцы праворульных автомобилей собрались на западе города и, повязав на свои машины оранжевые ленточки, попытались доехать колонной до Белого дома, где в это время шло обсуждение скандального документа. Однако уже на дальних подступах к бастиону исполнительной власти работники ГИБДД постарались расчленить колонну и не пропустить протестующих на Краснопресненскую набережную. К Белому дому сумели прорваться лишь около 200 машин, разукрашенных оранжевыми лентами и лозунгами «Власть, не кури на бочке с порохом!», «Нет повышению таможенной пошлины», «Автопром кормить не буду» и т.п. Стражи порядка относились к протестующим с плохо скрываемым сочувствием. «Милиция не может пресечь несанкционированную акцию, так как водители не выходят из своих машин», — поясняли вчера в ГУВД Москвы. Однако нескольких автовладельцев у Белого дома все же задержали, заодно переписав номера на машинах всех участников акции.
В самый разгар акции стало известно, что протесты автомобилистов были услышаны. После того как глава МЧС Сергей Шойгу призвал коллег «не поднимать на ровном месте такие вопросы», а премьер Михаил Фрадков пообещал, что «никаких рулей в ближайшее время отменять не будем», накал страстей на улицах сошел на нет.
Однако глава Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает, что о победе говорить еще рано. По его мнению, вся шумиха вокруг праворульных автомобилей была поднята исключительно ради прикрытия очередного повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки старше пяти лет. «Так было и три года назад: сначала пустили слухи о запрете праворульных машин, а потом подняли пошлины на семилетки», — напомнил в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» г-н Похмелкин. Депутат убежден, что вопрос о запрете правого руля в России просто не может обсуждаться: «Запретить правый руль — это значит потерять сразу весь Дальний Восток. Там другого транспорта просто нет, даже машины госучреждений все с правым рулем».
По мнению г-на Похмелкина, заградительные пошлины не обоснованы ничем, кроме аппетитов автопроизводителей: «Введенные три года назад пошлины на иномарки старше семи лет не привели к повышению качества отечественных автомобилей, зато позволили заводам поднять цены на свою продукцию». Пытаясь и дальше поддержать отечественного производителя, правительство сейчас думает над тем, какие еще ограничения ввести на ввоз и эксплуатацию подержанных иномарок. И сделать это можно только с помощью пошлин, поскольку ввести технические ограничения практически невозможно. «Даже десятилетняя иномарка безопасней и экологичней продукции отечественного автопрома», — убежден депутат.
Александр ГУДКОВ, Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровск, Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток
N°87
20 мая 2005 Время новостей
***