Сегодня вечером в Оружейной палате Московского Кремля состоится презентация новой общенациональной премии — «Культурного наследия». Премия учреждена национальным фондом «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры. Представит новое начинание общественности министр Александр Соколов, который и возглавил попечительский совет премии. >>>

Инициатива фонда во многих отношениях необычна. Премий, так или иначе связанных с сохранением и реставрацией памятников истории и архитектуры, воссозданием исторической среды, у нас множество, но все они либо носят узкопрофессиональный характер (архитектурные премии «Золотое сечение», «Дедал»), либо присуждаются благотворительными структурами, существующим вокруг крупного бизнеса («Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Владимира Потанина), либо санкционированы региональными властями и имеют исключительно «местное значение» (московская премия «Реставрация»). Впрочем, последний конкурс вполне мог бы претендовать на роль «антипремии» (по типу американской «Золотой малины» — за худший фильм года). Достаточно упомянуть, что в «Реставрации-99» одновременно победили два гигантских муляжа — храм Христа Спасителя и Гостиный двор.

Новый конкурс, как хочется надеяться, явление принципиально иное. Можно сказать, что это первая премия в области сохранения наследия, учрежденная общественной (не только негосударственной, а в самом прямом смысле этого слова) организацией и претендующая на общероссийский статус. Последнее подтверждается набором номинаций: «владелец», «благотворитель», «СМИ», «образ жизни», «хранитель» (для музеев и ученых-исследователей) и «власть» (для представителей законодательных и исполнительных органов власти разного уровня).

Две последние номинации вызывают грустную улыбку: ведь сохранять и беречь национальное наследие — миссия любой власти и прямая обязанность любого музейщика. Но на самом деле случаи, когда местные власти реально прилагают усилия к воссозданию исторических памятников (то есть, с одной стороны, требуют от бизнеса корректной и качественной реставрации, с другой — помогают ему в этом процессе), пока единичны. И само по себе вручение такой премии — едва ли не единственный способ, которым располагает общество для оценки работы власти в этой сфере. Что же касается музеев, в особенности усадеб и заповедников, являющихся, по сути, сложными хозяйственными комплексами с огромными территориями, то их, учитывая объемы государственного финансирования, вообще можно премировать по очереди. И факт учреждения премии за эту работу говорит о том, что у общества наконец-то возник интерес к этому сюжету.

По замыслу учредителей каждый год конкурса будет посвящен какой-либо одной проблеме. Тема первого конкурса — исторические усадьбы. С одной стороны, в этой сфере дела обстоят особенно неблагополучно, поскольку усадьбы разбросаны по всей России, и сегодня даже неизвестно точно, сколько их осталось от 80 тыс., когда-то существовавших, и в каком каждая из них пребывает состоянии. С другой стороны, памятники усадебной культуры наиболее привлекательны для инвестиций: в них можно жить и на них можно зарабатывать, используя в качестве гостиниц или туристических достопримечательностей. Единичные примеры более-менее корректного воссоздания и эффективного использования старинных усадеб уже есть, так что выбор победителей будет нетрудным.

Александра ТОЛСТИХИНА

N°86

19 мая 2005

Время новостей

***