«Северсталь-авто» вчера созналась, что площадкой для сборки автомобилей по лицензии SsangYong станет Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах, который выпускает «Оку». Как сообщил вчера гендиректор «Северсталь-авто» Вадим Швецов, его компания за 50 млн долл. уже приобрела 74,3% акций ЗМА у КамАЗа и 25,3% — у правительства Татарстана, став таким образом полновластным хозяином завода. Производство «Оки» на ЗМА, где с декабря начнется сборка внедорожника Rexton класса «люкс», пока продолжится, однако в компании однозначно не говорят, будут ли вкладывать деньги в дальнейший выпуск самого бюджетного в России автомобиля. На рынке же уверены, что по мере приближения объема сборки иномарок к максимально возможным мощностям ЗМА «Ока» будет снята с производства. Тогда правительству придется искать новую социально ориентированную машину, «и это точно будет не Rexton», шутят эксперты.

Информацию о том, что «Северсталь-авто» приглянулся именно завод, выпускающий «Оку», сообщил бывший руководитель ЗМА Василий Каюмов еще в начале года. Он утверждал тогда, что одним из условий сделки обязательно станет требование сохранить производство «Оки» на достигнутом уровне (в прошлом году произведено 41,4 тыс. машин). Но сделать это непросто, так как в связи с монетизацией льгот спрос на эти автомобили стал резко падать (по госзаказу в прошлом году поставлялось около 40% машин).

Как вчера пояснил г-н Швецов, КамАЗ сконцентрировался на производстве грузовиков и счел проект по выпуску «Оки», которая является «сложным продуктом», непрофильным. Впрочем, пока снимать с конвейера эту машину в «Северсталь-авто» не собираются, тем более, что пока проект приносит прибыль (рентабельность составляет 7% при объеме продаж 100 млн долл. в год). Однако в связи с ужесточением технических и экологических стандартов эксплуатации в «Оку» необходимо инвестировать значительные средства. Будет ли это сделано, в «Северстали», по словам г-на Швецова, еще не решили. Без проведения модернизации жизненный цикл этой модели глава «Северсталь-авто» оценил в три года.

Показательно, но примерно за такой же срок производство иномарок на ЗМА должно достичь проектной мощности завода — 80 тыс. в год. К 2007 году планируется выпускать в год 40 тыс. машин марки SsangYong. Помимо Rexton, сборка которых начнется уже в декабре (цена в базовой комплектации от 25 тыс. долл.), летом следующего года планируется начать сборку меньшего по размерам внедорожника (цена до 20 тыс. долл.), который будет конкурировать с паркетными японскими и корейскими джипами. На корейский рынок эта модель (название не разглашается) поступит в июне этого года. В начале 2007 года запланирован запуск еще одного внедорожника спортивной модели, «на пробу рынка» (не ранее следующего года) готовится минивэн. Кроме того, поскольку соглашение с SsangYong подписано не на эксклюзивной основе, на ЗМА, по словам г-на Швецова, планируется сборка машин и других марок. Однако в «Северсталь-авто» пока не раскрывают своих потенциальных партнеров, сообщая лишь, что работа в этом направлении ведется давно. Судя по всему, новый партнер и вытеснит со сборочного конвейера ЗМА «Оку».

На рынке отмечают, что «Северсталь» получила весьма выгодные условия для своего нового проекта. В 2003 году КамАЗ установил на ЗМА современный окрасочный цех, подходящий для автомобилей любых размеров, а в прошлом году увеличил производственные мощности, которые позволяют собирать машины любых моделей. Строительство подобного завода с нуля, как признают в компании Алексея Мордашова, обошлось бы в 150 млн долл. «Северстали» же он достался в три раза дешевле, правда, если не учитывать, что в дооснащение ЗМА она намерена вложить 25 млн долл., а ввод в производство каждой новой модели будет обходиться еще в 5 млн долларов.

Яна ГОДОВАНАЯ

N°86

19 мая 2005

Время новостей

*