Откуда и куда. Пенсионный фонд не знает, что делать с деньгами
Пенсионная реформа в России, похоже, столкнулась с двумя проблемами, которые на взгляд простого человека могут показаться взаимоисключающими: где взять денег на компенсацию растущего дефицита Пенсионного фонда и куда при этом деть собранные с налогоплательщиков триллионы рублей так, чтобы они приносили доход. Во всяком случае именно обсуждению этих двух вопросов посвятили вчерашний день руководители ПФР и чиновники из министерств экономического блока правительства.
Стараясь по возможности выглядеть оптимистом и утверждая, что слухи о провале пенсионной реформы не соответствуют действительности, глава ПФР Геннадий Батанов все же впервые позволил себе публичную критику Белого дома. В своем выступлении он заявил, что правительство, приняв решение о снижении единого социального налога, «возможно, не настолько сильно тогда просчитало последствия этого снижения». Так как ЕСН является основным источником пополнения Пенсионного фонда, снижение налога привело к довольно большому дефициту не только в страховой части пенсии, как это было и до снижения налога, но и в базовой части. По расчетам экспертов, к 2007 году дефицит фонда может достичь 1 трлн руб. «Мы попали не то что в ловушку, но в ситуацию, которая довольно неприятна для нас», — отметил г-н Батанов, подчеркнув, что в таких условиях «решать вопрос об увеличении или индексации пенсий будет не просто».
Научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, занимающийся пенсионной реформой в ведомстве Германа Грефа, был еще более категоричен. По его расчетам, дефицит пенсионного фонда к 2008 году увеличится с 0,8 до 2% ВВП, а затем может достичь и 7% ВВП. При сохранении действующей ставки ЕСН в 26% и нынешнего уровня пенсионного обеспечения уйти от дефицита бюджета ПФР будет невозможно. В лучшем случае дефицит удастся стабилизировать на уровне 4% ВВП путем повышения пенсионного возраста до 62—63 лет как для мужчин, так и для женщин, считает г-н Дмитриев.
Как будет решаться проблема растущего дефицита, пока не ясно. По словам главы Пенсионного фонда, после снижения ставки ЕСН правительство уже не один месяц бьется над решением этой задачи. В результате на одном из последних заседаний, сообщил г-н Батанов, кабинет Михаила Фрадкова призвал всех участников пенсионной реформы направить в правительство свои предложения. Сам глава ПФР считает, что недостающие средства должны принести в фонд сами будущие пенсионеры, заинтересованные в увеличении своих выплат в старости. «Личное участие застрахованного лица в обязательном пенсионном страховании необходимо», — подчеркнул вчера он.
Следующую глобальную проблему озвучил заместитель главы ПФР Александр Черноиван. По его словам, ПФР скоро столкнется с проблемой нехватки на фондовом рынке достаточного количества финансовых инструментов для инвестирования пенсионных денег. По закону средства, оставшиеся в государственном пенсионном фонде, могут быть вложены в государственные же ценные бумаги, однако Минфин уже сегодня не заинтересован в наращивании внутреннего долга исключительно ради размещения средств ПФР. Кроме того, доля одного инвестора в выпуске ОФЗ по закону не должна превышать 35%, а иных покупателей на такое количество государственных бумаг найти будет трудно. По расчетам экспертов, уже в 2009 году Пенсионному фонду не удастся вложить в государственные бумаги около 50 млрд имеющихся в его распоряжении рублей, а в 2012 году эта сумма достигнет 500 млрд. «Я бы не сказал, что сегодня ситуация катастрофическая, но в недалеком будущем действительно будет катастрофической», — постарался обойти острые углы г-н Черноиван. Он также отметил, что расширение перечня финансовых инструментов за счет муниципальных и других ценных бумаг не решит проблему, так как емкости российского фондового рынка все равно не хватит на то, чтобы «переварить» триллионы Пенсионного фонда. «Нельзя пускать деньги ПФР на фондовый рынок, — подчеркнул г-н Черноиван. — Как бы не наделать беды». По мнению замглавы ПФР, поработать над созданием новых финансовых инструментов для длинных пенсионных денег должно правительство. «Одним из таких инструментов могут стать ипотечные ценные бумаги. Средства ПФР должны работать в реальном секторе», — считает г-н Черноиван.
Впечатление от доклада руководителей ПФР постарался сгладить заместитель главы департамента финансовой политики Минфина Андрей Воронцов, который уточнил, что расчеты коллег верны, лишь если допустить, что основная масса пенсионных средств по-прежнему будет находиться в государственном пенсионном фонде и вкладываться в государственные бумаги. В ведомстве же Алексея Кудрина надеются на увеличение доли негосударственных компаний в управлении пенсионными средствами и прогнозируют наступление кризиса не в 2009-м, а только в 2012 году. А к тому времени, полагает г-н Воронцов, Минфин уже разрешит размещать пенсионные деньги за рубежом на тех же условиях, что и средства стабилизационного фонда.
Однако чиновник Минфина остался наедине со своим оптимизмом. Остальные участники дискуссии оценивали ситуацию иначе. Михаил Дмитриев отметил, что главным тормозом на пути реализации реформы в России является «глубочайший кризис доверия». Он напомнил, что в Казахстане за три года пенсионной реформы свои накопления в частные компании перевели более 50% граждан, в то время как в России этот показатель не превышает 3%. «За три года условия реализации пенсионной реформы менялись трижды, — заявил г-н Дмитриев. — В результате люди не рассматривают их как долгосрочные и не реагируют на стимулы».
Более того, в России будущие пенсионеры по-прежнему не понимают даже, что делать с приходящей из ПФР информацией о состоянии персональных счетов. Как отметил вчера Александр Черноиван, в этом году ПФР даже не будет, как раньше, вкладывать в конверты бланк заявления о переводе пенсионных средств из государственной управляющей компании в частную. «В прошлом году этими бланками воспользовались только 0,17% граждан, да и то воспользовались не по назначению», — пояснил замглавы ПФР.
Александр ГУДКОВ
N°86
19 мая 2005
***