Роспотребнадзор бьет тревогу — качество хлеба хуже год от года. На то есть несколько причин — устаревшее оборудование, антисанитария на мукомольных и хлебопекарных производствах, а главное — неважное качество зерна и муки.

Из обследованных 35,1 миллиона тонн продовольственного зерна урожая 2004 года контроль качества и безопасности не прошли 28 процентов проб пшеницы и 19 — ржи. Они были заражены вредителями, содержали всевозможные примеси, даже токсичные элементы и пестициды. Забракованная мука “отличалась” тем же, а по цвету и запаху даже близко не напоминала муку. Что примечательно: на крупных заводах нестандартного зерна перемалывается в муку немного (0,2 процента), но на мини-мельницах — раз в 30 больше. А мини-мельниц уже около 3 тысяч, и их количество растет.

Недавно глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко направил на места резолюцию, предписывающую ужесточить контроль за хлебопекарным производством. В документе сказано: хлеб и кондитерские изделия остаются наиболее загрязненными среди других продуктов “по санитарно-химическим и микробиологическим показателям”. В целях “пресечения инфекционных заболеваний, отравлений” Г.Онищенко приказал применять меры административного воздействия к нарушителям санитарного законодательства, а также призвал коллег в регионах сотрудничать с местными гильдиями пекарей.

Сотрудничество — дело, конечно, хорошее. Но не будем забывать, что в ходе административной реформы была упразднена Росгосхлебинспекция. А у недавно созданного Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки не имеется даже региональных подразделений. Вот где собака зарыта. Как заявила корреспонденту “Труда” директор Российской гильдии пекарей и кондитеров Татьяна Дериглазова, вся беда еще и в том, что мини-мельницы и мелкие пекарни из-за растущих накладных расходов стараются сэкономить хотя бы на дешевом сырье — зерне и муке. Так что плохой хлеб — это от бедности.

Какой он будет завтра? Эксперты, даже не дожидаясь окончания посевной, дают малоутешительные прогнозы, касающиеся качества зерна. Вице-президент Зернового союза Александр Корбут считает, что недостаток удобрений и средств защиты растений не сулит ничего хорошего — растения болеют, снижается их устойчивость к погодным факторам. Как дали понять корреспонденту “Труда” в Комитете по агропродовольственной политике Совета Федерации, минеральных удобрений на российские поля вносится в 8 раз меньше, чем требуется, а органики — в 5. Поэтому страна вряд ли будет завалена зерном с высоким содержанием клейковины. Даже в Минэкономразвития еще в апреле признали: ресурсы минеральных удобрений под весенние работы 2005 года составляют 40 процентов от потребности. Цифры разные, но вывод один: поля у нас истощенные. Для сведения: свыше 90 процентов производимых в стране удобрений идет на экспорт. В России для них нет рынка сбыта — по причине безденежья сельхозпредприятий.

Темпы нынешней посевной ниже прошлогодних, опоздание минимум недельное. Минсельхоз связывает это только с затянувшимися весенними холодами, не позволившими крестьянам вовремя выйти в поле. Однако специалисты называют еще одну причину — дороговизна горючего. Как заявил корреспонденту “Труда” руководитель управления механизации Департамента сельского хозяйства Кубани Виктор Александров, тонна дизтоплива стоит минимум 14 тысяч рублей, а 76-й бензин — 13,8 тысячи. Цены по сравнению с мартовскими поднялись на тысячу с лишним. А за год, прошедший с прошлой посевной, дизтопливо подорожало на 60 процентов, бензин — на 30.

Когда на Кубани услышали, что Юлия Тимошенко склонила наших нефтяных королей к замораживанию цен на солярку для сельхозпредприятий Украины на время посевной, народ сразу смекнул: упущенную выгоду в соседней стране олигархи постараются компенсировать дома. В Краснодаре ожидают, что к уборочной тонна солярки будет стоить минимум 15 тысяч.

Далеко не всем хозяйствам она и сейчас по карману — свыше половины их убыточны. Правительство, правда, предусмотрело выделить в первом полугодии бюджетные кредиты субъектам федерации в объеме 3 миллиардов рублей — на покрытие временных кассовых разрывов, которые возникнут при оказании финансовой помощи АПК из местных бюджетов. Но где гарантия, что эти деньги дошли до села? А незаправленный трактор борозду не вспашет. Впрочем, даже техника подготовлена к весне хуже прошлогоднего.

Как считает аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский, общероссийский яровой клин, скорее всего, сократится на 1-1,5 миллиона гектаров, а урожай может составить 75 миллионов тонн против прошлогодних 78 миллионов. А Минсельхоз дал понять, что возможны засуха и еще меньший сбор зерна — 66-70 миллионов тонн.

Но каким бы ни был урожай, без хлеба мы, конечно, не останемся. В случае чего поможет заграница. Она уже помогает. В супермаркетах на Садовом кольце Москвы постоянно расширяется ассортимент импортных батонов и буханок. Просто изумителен на вкус черный финский хлеб. Только вот цена кусается — 100 с лишним рублей за каравай скромных размеров.

«Труд» №087 за 18.05.2005

*