* Оглашение приговора Ходорковскому

    * Встреча Путина с главой Казахстана

    * Суд по делу о Беслане

«Конца не видно приговору»

Продолжается оглашение приговора бывшим руководителям компании ЮКОС Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву — событие, к которому долго готовились журналисты всего мира.

«Независимая газета» отмечает, что «беспрецедентный сам по себе, процесс по делу ЮКОСа вполне может считаться рекордсменом по числу нововведений в уголовном делопроизводстве. До сих пор ни по одному громкому уголовному делу приговор не оглашался так медленно и с такими большими перерывами, как это делается в Мещанском суде».

«За два первых дня оглашения приговора суд успел лишь огласить констатирующую часть, которая почти полностью совпадает с обвинительным заключением Генпрокуратуры, и приступить к анализу доказательств, — уточняет «Независимая» в комментарии под заголовком «Читать, пока не надоест». — При этом уже нет сомнений в том, что приговор в итоге будет обвинительным и самым жестким».

«Российская газета» озаглавила свой комментарий «Приговор во втором чтении».

«Вчера в Мещанском суде Москвы второй день продолжалось чтение обвинительного приговора по делу, получившему широкий резонанс не только в СМИ. Видимо, памятуя о шумном митинге накануне, правоохранительные органы предприняли беспрецедентные меры безопасности», — делится наблюдениями газета.

«Вчера суд практически закончил оглашать мотивировочную часть приговора. Были подробно изложены доказательства. Кстати, эти выводы — фактическое повторение прокурорского обвинительного заключения, — подчеркивает издание. — В этом убедились все, у кого на руках был распечатанный экземпляр того обвинения».

«Трудно не разделить почти общее впечатление, что атмосферу в зале суда иначе как сонной не назовешь. Если председатель коллегии Ирина Колесникова читает текст приговора громко и четко, то две других судьи делают это тихо, а порой и невнятно, — пишет «Российская газета». — Вчера такое монотонное звучание было прервано вспышкой смеха, пробежавшего по залу после того, как один из присутствующих действительно захрапел, заснув на заседании».

«Новые Известия» также заостряют внимание на мерах безопасности: «Правоохранительные органы подготовились к встрече со сторонниками опального олигарха основательно. Перед началом заседания к зданию суда подошли батальон внутренних войск, а также подразделения ОМОНа и кинологи с собаками. Всех прохожих, заподозренных в симпатиях к подсудимым, заворачивали в сторону».

«Сторонников Михаила Ходорковского у суда было гораздо меньше, чем накануне. Около 20 человек с плакатами стояли в отдалении за милицейским оцеплением, — пишет «Коммерсант». — По рассказам пикетчиков, вначале их было больше, но утром милиция задерживала на подступах к суду всех, кто был одет в красные футболки с лозунгом «Свободу МБХ!» и портретом Михаила Ходорковского. Впрочем, в ОВД района Мещанский информацию о задержании не подтвердили».

«Московский комсомолец» подтверждает: «Транспортное движение в районе Мещанского суда с раннего утра ограничили до предела. Для охраны порядка подтянули около 150 милиционеров. Железные заграждения, которые в понедельник наивно поставили только рядом с судом, теперь растянули вдоль всего квартала. Журналистов — единственных, кроме адвокатов и родственников, пропустили за кордоны и согнали в загон из металлических ограждений напротив крыльца».

Ходорковскому-Лебедеву-Крайнову, не ослабевает, — предлагает «МК» подробности с места событий. — Если в понедельник перевес сил был на стороне сочувствующих олигарху, то вчера в наступление ринулись противники экс-главы ЮКОСа. Около 100 человек, держа плакаты: «Ходорковский, верни наши деньги», «Пора прекратить грабеж России» и проч., собрались у здания суда. Они, правда, не шли в атаку на милицию, как это сделали накануне сторонники подсудимых».

«Конца не видно приговору», — гласит заголовок в «Труде».

«Копыта разъезжаются»

Завидное внимание уделяется и встрече Владимира Путина с его казахским коллегой.

«Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев словно и не расставались после празднования 60-летия Победы в Москве, — пишет «Коммерсант». — Тогда президента Казахстана можно было увидеть в первом ряду гостей господина Путина на всех без исключения мероприятиях. С одной стороны от президента России шел президент Соединенных Штатов Америки Джордж Буш, а с другой — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И все остальные гости, кажется, довольно скоро смирились с этим».

«Вчера президенты России и Казахстана были фактически неразлучными, — соглашается «Российская газета». — Причем от встречи к встрече их отношения становятся все более неформальными. На этот раз дело дошло до общей прогулки по центральным улицам города, где они не удержались от соблазна выпить по бокалу ирландского пива челябинского разлива. Впрочем, в Челябинск они приезжали отнюдь не для этого».

«Как известно, с 24 мая 240 километров железнодорожных путей, проходящих через казахский Петропавловск, могли стать недоступными для российских пассажиров транзитных поездов с общегражданскими паспортами, — поясняет издание. — Новые требования почему-то в очередной раз застали российских и казахских граждан врасплох: еще месяц назад никому и в голову не могло прийти, что для путешествия из Челябинска в Магнитогорск потребуются заграничные паспорта».

«За две недели до вступления в силу соглашения между государствами СНГ, согласно которому отменяется упрощенный порядок пересечения госграниц, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев договорились в Челябинске о том, что на вверенных им территориях все останется по-старому», — сообщает газета

В куда более шутливом тоне описывает происходящее «Независимая газета»: «Вчера у президента России выдался очень напряженный рабочий день. Утром в своей резиденции, которую в Челябинске называют «правительственной дачей», он встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Потом два президента отправились пить пиво, затем поехали на каток. А под занавес провели совещание глав приграничных регионов России и Казахстана».

«Назарбаев, вероятно, чувствовал себя не очень комфортно — внимание челябинцев сосредоточилось на Путине. Это был настоящий кошмар для сотрудников службы безопасности: президенту жали руки, хватали за рукав пиджака и выставляли вперед детей, — продолжает газета. — Пообщавшись с народом, Путин и Назарбаев отправились вверх по Кировке и остановились у скульптуры дамы с металлическим зеркалом, именуемой в Челябинске «кокеткой». Глава России не мог не воспользоваться случаем взглянуть на свое изображение».

«Главное и, пожалуй, единственное, о чем договорились Путин и Назарбаев, — отменить решение о введении с 24 мая этого года нового порядка проезда российских и казахстанских граждан по заграничным паспортам, — обобщает «Независимая». — А вот тему Узбекистана два лидера старательно обходили. Путин во вступительной речи на совещании не стал зачитывать абзац, в котором шла речь о необходимости укрепления коллективной безопасности на приграничной территории, особенно в связи с ситуацией в Центральной Азии и Узбекистане. Назарбаев также не упоминал Узбекистан».

Корреспондент «Комсомольской правды» спросил официантку, угощавшую пивом глав двух государств, давал ли чаевые Путин.

«Да не надо с Путина брать денег, — строго ответил гражданин, представившийся банкиром Александром. — Мы сами за него заплатим. Пусть только с Казахстаном все эти передряги уладит».

Весьма живописную картину рисует «Московский комсомолец»: «В Челябинске было открыто летнее кафе «Путин», челябинский студент сочинил «Песню о президенте», а специалисты областного завода изваяли чугунный бюст ВВП весом в 40 кг. Вчера чувства челябинцев были вознаграждены: сначала Путин в сопровождении главы Казахстана и двух сотен горожан прогулялся по местному «Арбату», а потом выпил кружку пива на открытой веранде».

«Остальные клиенты ресторана немедленно перестали разговаривать и даже, казалось, дышать. Как рассказала обслуживавшая гостей официантка, Президент РФ попросил разливное светлое по цене 180 рэ за бокал. «Сам расплатился?» — полюбопытствовали мы. «Еще нет», — был ответ. После этого президенты отправились на открытие ледового дворца «Уральская молния». Там у ВВП интересовались, не хочет ли он попробовать научиться кататься на коньках. «Копыта разъезжаются», — небанальным образом отказался Путин…»

«Никаких сжатых от злости кулаков»

В столице Северной Осетии Владикавказе начался суд над единственным выжившим участником захвата бесланской школы 1 сентября 2004 года, — Нурпашой Кулаевым.

«Процессу сопутствуют беспрецедентные меры безопасности: правоохранительные органы опасаются мести со стороны родственников погибших, — пишут «Новые Известия». — Впрочем, сам Кулаев, похоже, не сильно волнуется: во время заседания он просто заснул».

Подзаголовок в «Российской газете»: «Родители погибших в Беслане детей требуют казнить без суда выжившего террориста».

«Суд, по мнению потерпевших, должен дать ответ на много вопросов, главный из которых — почему система обеспечения безопасности граждан России дала сбой, в результате чего погибли 330 человек, 186 из которых дети, — рассуждает газета. — Что же касается непосредственного фигуранта дела — Кулаева, то для потерпевших с ним все ясно. Однако суд ограничен рамками конкретного уголовного дела и должен ответить на один предельно конкретный вопрос: виновен ли Кулаев в данной трагедии и, если да, то насколько. Поэтому в самом формате судебного заседания, по мнению многих, заложена бомба с часовым механизмом».

«Комсомольская правда» отмечает, что «в зале суда бесланцы вели себя тихо. Никаких сжатых от злости кулаков и плотно сжатых губ. Лишь усталые лица с синими кругами под глазами. Переговаривались шепотом. Женщины в черных платках нервно глотали валерьянку и валидол».

«Московский комсомолец» останавливается на роли защиты: «Напротив стола обвинителей сидел адвокат Кулаева Альберт Плиев. Элегантный парень лет 27, в черном пиджаке. Кажется, он страдал больше подсудимого: редко поднимал глаза и нервно поглаживал свою прическу».

«Это ж какой надо быть сволочью, чтоб защищать такого мерзавца, — вот обобщенное мнение жителей Владикавказа, собравшихся возле здания суда в этот день. Доводы о том, что адвокат по закону полагается даже распоследнему негодяю, их не убеждают», — пишет «МК».

«Газета» развивает тему: «Несмотря на то что ранее североосетинские адвокаты отказывались от ведения этого дела, коллегия адвокатов Северной Осетии в последний момент откомандировала на процесс 26-летнего Альберта Плиева, чтобы «обеспечить конституционное право Кулаева на защиту». «Меня назначили. Просто заставили», — ответил Плиев на вопрос, почему он согласился. Ему пришлось знакомиться с материалами дела, составляющими 105 томов, ускоренными темпами. Сидя за столом защиты, молодой адвокат имел весьма растерянный вид».

Обзор подготовила Изабелла Алыдышева, Служба мониторинга Би-би-си

17 мая 2005 г., 23:32 GMT 03:32 MCK

Би-би-си

*