«АвтоВАЗ» вчера сообщил, что владельцем 8,3% его голосующих акций (7% уставного капитала) стал Внешэкономбанк. Как пояснили в пресс-службе ВЭБа, «АвтоВАЗ» финансируется рядом государственных финансовых институтов, и приобретение ВЭБом пакета акций свидетельствует об усилении роли государства в управлении крупнейшим российским автопроизводителем». Ранее этот пакет через Национальную инвестиционную финансовую компанию принадлежал другой подконтрольной государству структуре — Внешторгбанку. В ВТБ вчера не комментировали причину продажи актива. В ВЭБе «Времени новостей» подтвердили факт сделки, однако сумму сделки не уточнили. >>>

По оценкам аналитиков инвесткомпаний, рыночная стоимость 8,3% акций завода составляет около 40 млн долл. Замена в реестре акционеров «АвтоВАЗа», считают участники рынка, по сути ничего не меняет — собственником обеих структур является государство.

Хотя ВЭБ до сих не владел акциями «АвтоВАЗа», его представители входили в совет директоров компании. В нынешнем составе директорами являются первый зампред правления ВЭБа Николай Косов и зампред Владимир Яценко, а в будущий состав выдвинуты кандидатуры г-на Косова и зампреда Василия Кирпичева. Как заявил «Времени новостей» замдиректора по связям с общественностью «АвтоВАЗа» Александр Громков, изменений в списке кандидатур к собранию акционеров, намеченному на 28 мая, нет.

По словам руководителя пресс-службы банка Светланы Никитиной, «ВЭБ на протяжении многих лет, еще с советских времен, участвовал в программах финансирования «АвтоВАЗа», и это сотрудничество продолжается, имеются планы на будущее, особенно с учетом возможности появления у «АвтоВАЗа» стратегического партнера». Хотя, по словам замдиректора по связям с общественностью «АвтоВАЗа» Александра Громкова, никаких новых партнеров, кроме американского концерна General Motors, с которым сотрудничество началось еще в 2002 году, у компании пока не появилось.

Эксперт «Финмаркета» Андрей Кинякин не исключает, что смена владельца этого пакета автозавода свидетельствует о «намерении правительства в будущем консолидировать крупный пакет акций «АвтоВАЗа». В то время как ВТБ специализируется на коммерческих операциях, ВЭБ, как известно, занимается госпроектами (обслуживанием межправительственных соглашений, управлением внешним долгом и пенсионными накоплениями населения, поддержкой экспортеров). В ВЭБе вчера воздержались от ответа на вопрос, продолжится ли дальнейшее увеличение доли банка в уставном капитале «АвтоВАЗа» (по данным ИК «Атон», около 53% акций «АвтоВАЗа» контролирует менеджмент предприятия, около 18% — принадлежит физлицам, 13% — обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR).

Интерес правительства к автопрому, где большинство активов уже находится в частной собственности, в последнее время заметно усилился. На прошлой неделе глава Минпромэнерго Виктор Христенко лично посетил «АвтоВАЗ» и сообщил, что чиновники готовят меры по поддержке российских автозаводов (в их числе повышение пошлины на ввоз иномарок старше пяти лет и, возможно, даже запрет импорта машин с правым рулем). А завтрашнее заседание правительства будет посвящено «реализации в среднесрочной перспективе (2005—2008 годы) приоритетных задач, предусмотренных концепцией развития автомобильной промышленности России».

Яна ГОДОВАНАЯ

N°85

18 мая 2005 Время новостей

Время новостей

***