АНДИЖАН, Узбекистан (Рейтер) — Короткая, но интенсивная перестрелка в ночном Андижане свидетельствует, что спустя четыре дня после резни, сопровождавшей подавление мятежа, в городе на востоке Узбекистана сохраняются очаги сопротивления. Поздним вечером понедельника звуки выстрелов десять минут слышались в центре города, неподалеку от зданий муниципальной власти.

«Мы преследуем бандитов», — объяснил во вторник один из милицейских офицеров, прежде чем его коллега дал ему знак молчать.

Жители утопающего в зелени трехстоттысячного города возлагают цветы там, где недавно текла кровь: очевидцы сообщили Рейтер о сотнях расстрелянных узбекскими военными людей, включая женщин и детей.

Однако официальные отчеты говорят лишь о десятке погибших.

США, ужесточающие свою политику в отношении официального Ташкента, своего союзника в войне с международным терроризмом, в понедельник заявили, что «глубоко обеспокоены» сообщениями о том, что солдаты стреляли в манифестантов на андижанских улицах.

«Мы сильно обеспокоены сообщениями, что узбекские власти стреляли в демонстрантов», — сообщил пресс-секретарь Госдепартамента США Ричард Баучер.

«Мы безусловно осуждаем бездумное использование силы против невооруженных людей и глубоко скорбим о каждой из жертв»,

Восстание в Андижане, спровоцированное судебным процессом над 23-мя предпринимателями-мусульманами и охарактеризованное президентом Исламом Каримовым как выступление исламских экстремистов, стал наиболее кровавой главой в постсоветской истории Узбекистана.

В результате беспорядков из местной тюрьмы было выпущено 2.000 человек, включая лиц, которые могут быть исламскими экстремистами, что вызвало озабоченность у стран Запада.

Жители страны и местные правозащитники говорят, что причинами мятежа стал протест рядовых узбеков против бедности, коррупции и жесткой линии Каримова в отношении мусульман.

«КРОВЬ, КРОВЬ — ВЕЗДЕ»

«Это была бойня», — говорит 31-летний сапожник, один из трех свидетелей массовой резни у стен школы но 15 на улице Чолпон.

«Этот тошнотворный запах крови, размазанные мозги, внутренности и кровь, кровь — везде. Не возможно было шагнуть и не ступить в кровавую лужу», — рассказывает он.

Президент Каримов, правящий 26-миллионным Узбекистаном с 1989 года, отрицает, что солдаты стреляли в мирных людей, однако подтвердил, что было убито много повстанцев.

В городе, переполненном милицейскими кордонами и блокпостами, сохраняется напряженность. Здания, которые были ненадолго захвачены мятежниками, выбитыми затем с помощью оружия, окружены солдатами и бронетранспортерами.

Тысячи людей покинули Андижан, а правозащитники предрекают волну репрессий.

Примерно 500 горожанам удалось пересечь границу с соседней Киргизией, где теперь разбиты лагеря для беженцев, часть из которых имеют огнестрельные ранения.

Узбекские власти обещали организовать поездку западных дипломатов в Андижан, но теперь она откладывается, сообщил источник в дипломатических кругах.

«Визит в Андижан планировался на сегодня, но утром мы были проинформированы, что мероприятие отложено до завтра или послезавтра», — сообщил он.

Андижан расположен в самом сердце густонаселенной и страдающей от бедности и безработицы Ферганской долины, где среднемесячная зарплата не превышает $30.

В городе день и ночь работают могильщики, чтобы успеть похоронить всех погибших; местные морги и госпитали находятся под контролем милиции, которая не допускает внутрь журналистов.

Горожане напуганы и шокированы действиями военных и называют события «Кровавой пятницей».

«Они расстреливали нас как кроликов, преследовали и добивали как собак», — говорят многие андижанцы, от подростков до стариков. От этих воспоминаний на их глазах выступают слезы, но ладони крепко сжимаются в кулаки.

Дмитрий Соловьев

2005-05-17 14:53 GMT+04:00

Рейтер

*