16 мая в 15 часов представители демократической общественности возложили цветы у Монумента Мужества в центре Ташкента и почтили минутой молчания память безвинных жертв в Андижане.

— Этой акцией мы хотим поддержать семьи погибших, — сказала известная правозащитница, член политсовета оппозиционной партии «Озод дехконлар» Елена Урлаева. — Правительство, отдавшее приказ стрелять по женщинам и детям на площади Андижана, не сочло нужным объявить траур в память безвинных жертв. Жители Ташкента не верят словам президента Каримова, на пресс-конференции объявившего всех погибших «бандитами» и заявившим, что никто не отдавал приказ о расстреле толпы. В его словах мы услышали только ложь и цинизм, продиктованные страхом за свою власть. Шокированная безжалостной расправой, оппозиция в эти дни избегает публичных акций протеста, опасаясь за жизнь их участников. Но завтра в 11 утра активисты правозащитного движения Узбекистана начнут митинг у Посольства США с требованием прекратить насилие и произвол, и ввести в Узбекистан миротворческий контингент.

По словам правозащитников, число жертв подавления мятежа в Андижане — не меньше 500 убитых и более 2000 раненых. Очевидец событий, просивший не называть его имени, сказал, что солдаты и милиционеры в Андижане стреляли даже в случайных прохожих. Монумент Мужества, возведенный в память жертв ташкентского землетрясения 1966 года, стал, по его словам, местом поминовения жертв второй по величине трагедии в истории страны.

— Мы, граждане столицы Узбекистана, сочли своим долгом выразить соболезнование народу Ферганской долины, — заявила Эльмира Хасанова. — Силовые структуры попытались помешать возложению цветов у Монумента Мужества, и рекомендовали немедленно разойтись, но мы сказали «людям в штатском», что это — наше право.

На вопрос к организаторам акции, почему ее участников собралось меньше, чем иностранных журналистов (к 16.30 Монумент Мужества посетили около 20 человек, включая нескольких представителей творческой интеллигенции, международных организаций и дипломатических миссий) руководитель Комитета по защите слова Инера Сафаргалиева ответила, что пришли те, кто смог, и кто нашел в себе мужество.

Присутствовавшие корреспонденты российских телеканалов подтвердили, что в этот час хотели бы находиться в Андижане, Карасу, Пахтаабаде и других «горячих точках» Ферганской долины, но их не допустили туда власти Узбекистана.

Фергана.Ру, Андрей Кудряшов, 16.05.2005

Фото Фергана.Ру

Фергана.Ру

***