(Би-би-си). В своей заключительной речи перед вынесением приговора Михаил Ходорковский назвал себя «неправильным олигархом». От своих коллег по олигархическому клубу он отличается принципиальностью и бескомпромиссностью, считают его сторонники. Но критики говорят, что он сам был архитектором той системы, которая его и погубила. Михаил Ходорковский родился в 1963 году в семье инженеров, работавших на московском заводе «Калибр».

Он закончил школу с углубленным преподаванием химии и поступил в Химико-технологический институт им. Менделеева. Чтобы не сидеть на шее у родителей, подрабатывал плотником, но настраивался на академическую карьеру.

Однако попасть в НИИ, о работе в котором он мечтал, помешал пресловутый «пятый пункт». Отец Ходорковского — еврей. Не помогла даже активная комсомольская работа.

Перед обзаведшимся к тому времени женой и ребенком Ходорковским остро встала проблема заработка. Перестроечные времена такую возможность молодым и предприимчивым людям давали.

Взлет МЕНАТЕПа

В дальнейшей истории Ходорковского реальность и мифы переплетаются в такой клубок, с которым еще долго придется разбираться историкам, и вряд ли им удастся прийти к общему мнению.

Неоспоримый факт это то, что в 1987 году при Фрунзенском райкоме комсомола города Москвы он с друзьями учредил центр под названием Межотраслевые научно-технические программы, сокращенно — МЕНАТЕП.

Занимался ли этот центр импортом поддельного коньяка «Наполеон»? Шил ли «джинсы-варенки»? Все подобные подозрения основаны на неподтвержденных утверждениях и отрывочных заявлениях людей из ближнего окружения Ходорковского.

Ходорковского (крайний справа) называли «назначенным олигархом»

Самое сильное обвинение, выдвигавшееся в адрес центра, состоит в том, что тот, якобы, отмывал деньги КПСС — но подтвердить его решительно невозможно.

Именно в этом центре, который впоследствии преобразовался в один из первых частных российских банков, и сформировалась команда Ходорковского. Уже на том этапе вместе Ходорковским был и один из главных фигурантов «дела ЮКОСа» — Леонид Невзлин.

Как и многие другие банки тех лет, МЕНАТЕП получил в свое распоряжение бюджетные деньги, в частности — чернобыльские.

Однако, как отмечают обозреватели, он был одним из первых инвестиционных банков, не боявшихся вкладывать средства в разваливающуюся на глазах пост-советскую экономику.

МЕНАТЕП инвестирует в производство удобрений (в том числе купив ту самую компанию «Апатит», которая фигурирует в нынешнем деле), в металлургическую и лесную промышленность.

Эра ЮКОСа

Поворотным моментом в развитии «МЕНАТЕПа» стало приобретение на залоговом аукционе 78% акций нефтяной компании ЮКОС. Система залоговых аукционов позволяла олигархам получать государственные компании за кредиты, которые они давали еле сводящему концы с концами государству.

Критики утверждают, что размер этих кредитов не соответствал рыночной стоимости имущества, но хуже того — сами эти деньги выводились из бюджета государства.

ЮКОС был приобретен на залоговом аукционе

Это приобретение впоследствии дало основание критикам назвать Ходорковского «назначенным Кремлем олигархом».

Но то, что происходило дальше с ЮКОСом можно назвать экономическим чудом. За несколько лет убыточная и обремененная огромными долгами компания превратилась в образцово-показательный, по российским меркам, бизнес.

Новые владельцы безжалостно избавлялись от многочисленных фирм-посредников, зачастую — откровенно бандитских, а также от непрофильных активов.

В ходе реформы ЮКОС сократил две трети персонала, главным образом за счет перевода принадлежавших ей предприятий социальной сферы в муниципальную собственность. Обозреватели отмечают, что многие из этих предприятий были обречены, и их сотрудники потеряли работу, однако это уже не было проблемой ЮКОСа.

Тем временем, группа МЕНАТЕП продает активы, не связанные с нефтью, а банк, с которого все началось, становится жертвой августовского кризиса 1998 года, его клиенты теряют большие деньги. Бизнес-империя Ходорковского становится нефтяной.

До 2000 года Ходорковский еще продолжает отбиваться от обвинений, которые в разное время звучали в адрес всех российских олигархов со стороны партнеров и миноритарынъх акционеров. Однако после скачка цен на нефть история ЮКОСа становится куда более прозрачной — в буквальном смысле.

Визит без галстука

Именно как «самую прозрачную» компанию России в начале нового тысячелетия ЮКОС знали западные инвесторы. Однако в этот же период к власти пришел Владимир Путин, и отношения власти с ЮКОСом разладились.

Близкие Ходорковского сейчас говорят, что в последние годы он терял интерес к бизнесу и собирался заняться общественной деятельностью, для чего учредил фонд «Открытая Россия».

Какова роль президента в деле ЮКОСа до конца неясно

Ходорковский не скрывал, что финансирует либеральные партии — СПС и «Яблоко», однако не это, по его мнению, стало причиной атаки на ЮКОС. Ходорковский утверждает, что новые хозяева кремлевских кабинетов просто хотели его ограбить.

С другой стороны, по этой же теории, объектом этого «ограбления» он стал именно оттого, что был «неправильным олигархом».

Некоторые обозреватели даже утверждают, что непосредственным поводом для начала кампании стал приход Ходорковского на встречу олигархов с президентом без галстука.

Рефлексии на нарах

«Неправильность» Ходорковского его сторонники усматривают и в его отказе уехать из России перед лицом возможного ареста, хотя власть его недвусмысленно предупреждала — например, арестом партнера, Платона Лебедева.

Так или иначе, в результате своей то ли принципиальности, то ли недооценки решимости своих противников, осенью 2003 года Ходорковский оказался в следственном изоляторе «Матросская тишина».

Против него были выдвинуты обвинения в мошенничестве и неуплате налогов на огромные суммы. Тем временем, налоговые органы начали атаку на ЮКОС, в результате которой компания лишилась своего главного нефтедобывающего подразделения «Юганснефтегаза», которое было продано на аукционе за налоговые долги ЮКОСа и в конечном счете досталось государственной «Роснефти».

Имиджу Ходорковского помогает обаяние близких

Уже из тюремной камеры Ходорковский сделал ряд программных заявлений, в частности написал статью «Кризис либерализма в России», в которой призвал российских либералов не отрываться от народа и перестать ставить под сомнение легитимность президента.

Вообще, Ходорковский пока еще не разу не обвинял Путина лично, сваливая все свои беды на его окружение.

Сторонники опального олигарха видят в нем символ сопротивления нынешней кремлевской власти, и чуть ли не потенциального лидера российских демократов. Образ мученика, создаваемый частью прессы, а также выступления обаятельных родителей и жены Ходорковского, увеличивают его популярность среди либерально настроенных россиян.

Критики, такие как Юлия Латынина, признают, что олигархи, подобные Ходорковскому, спасли российскую экономику от тотальной криминализации, к которой ее вели «красные директора», завладевшие своими компаниями в начале 90-х годов ХХ века.

Но их успех, считают они, зависел от умения олигархов ублажать кремлевских чиновников и выкачивать деньги из государственной казны.

«Логическим завершением такого строя становится исчезновение десятков ссорящихся олигархов и появление одного суперолигарха, именуемого также диктатором», — пишет Латынина в своей статье о Ходорковском.

Но о том, винит ли самого себя Ходорковский за то, что оказался за решеткой, олигарх ничего не говорит — пока.

Леонид Рагозин

Би-би-си, Москва

понедельник, 16 мая 2005 г., 05:15 GMT 09:15 MCK

Би-би-си

***