По сложившейся в отечественном турбизнесе печальной традиции каждый сезонный пик активности в отрасли отмечается крахом какой-нибудь фирмы. После нее на память клиентам и партнерам остаются только неоплаченные долги. Прошедшие майские праздники не обошлись без очередного скандала. С 28 апреля фактически прекратила деятельность московская компания «Транссшоу». Последствия ее ухода фирмы-контрагенты пытаются минимизировать до сих пор. По неофициальным данным, «Транссшоу» осталась должна своим партнерам в России и трех других странах мира в общей сложности более 600 тыс. долл. Эта печальная ситуация вновь выявила тот факт, что система финансовой и юридической защиты прав потребителей в российском турбизнесе остается, мягко говоря, несовершенной.

Правда, партнеры разорившейся фирмы проявили на это раз достаточно ответственности, чтобы не перекладывать возникшую проблему на туристов, выехавших за границу с помощью «Транссшоу». Эти туристам было обеспечено относительно бесконфликтное (насколько это возможно в подобной ситуации) возвращение на родину. Что и составляет в этой неприятной истории едва ли не единственный положительный момент. Генеральный директор и единственный владелец «Транссшоу» Валентин Ганин взял на себя ответственность за происшедшее самым решительным и страшным способом. Партнеры убеждены, что он покончил жизнь самоубийством, хотя следствие по делу продолжается и официально причина смерти г-на Ганина еще не названа. Возможно, в ходе расследования будет получен и ответ на вопрос о том, почему «Транссшоу» оказалась финансово несостоятельной.

После того как новость о самоубийстве г-на Ганина облетела профессиональные круги, возник главный вопрос: кто и как вывезет домой туристов, которых обанкротившаяся компания успела отправить за рубеж. Больше всего таких осталось на индийском курорте Гоа.

В консульстве России в Бомбее (Мумбаи), как говорится в сообщении информационной группы «ТУРПРОМ», заявили: «Все, кто должен был вылететь 1 мая по линии «Транссшоу» в Москву, вылетели. По местным законам отели не имеют права требовать с гостей оплаты за проживание, если они имеют на руках описанные в контракте ваучеры обслуживающей компании. После вмешательства консульства в большинстве отелей перестали задерживать наших туристов и выдали документы полностью. В те отели, которые добровольно не пошли на выполнение требований закона, пришлось вызывать полицию». При этом еще 29 апреля ситуация с туристами «Транссшоу» на Гоа была критической: большинство отелей не хотели выписывать российских туристов без немедленной оплаты.

29 апреля «Транссшоу» объявила о своей неплатежеспособности. Компания была одним из основных блочников чартерной программы на Гоа, организованной UTE Megapolus group. Заказчиком рейсов выступала «дочка» UTE — авиаброкер «Мегаполюс Авиачартер». Банкротство «Транссшоу» создало серьезные проблемы у его партнеров. Выяснилось, что блочник, закрывавший на индийской программе до 60% мест либо собственными продажами, либо с помощью партнеров, не оплатил «Авиачартеру» рейс Москва—Гоа—Москва 29 апреля (его выполняла авиакомпания «ВИМ-авиа»), два рейса на 30 апреля («ВИМ-авиа» и «КрасЭйр»), а также два рейса на 9 мая и один на 12 мая. При этом на Гоа в этот момент находилось более 600 туристов компании «Транссшоу» и ее блочников с билетами «ВИМ-авиа» и «КрасЭйра», их отдых заканчивался 30 апреля и 1 мая. Депозит, заранее внесенный «Транссшоу», покрывал менее половины стоимости вывоза такого количества человек.

В этой ситуации заказчик рейсов — компания «Мегаполюс Авиачартер» — взял на себя финансовые обязательства по доставке туристов из Гоа в Москву, в том числе клиентов «Транссшоу» и его блочников. А для того чтобы отвезти на Гоа туристов, купивших у блочников «Транссшоу» туры с вылетом 29 и 30 апреля, авиаброкер организовал дополнительный рейс с 30 апреля по 9 мая. При этом компаниям, имеющим подписанные договора на блоки мест с фирмой «Транссшоу», было предложено оплатить перелет по специальной цене.

Как рассказал интернет-изданию RATA-news генеральный директор UTE Megapolus group Эдуард Кузнецов, чтобы обеспечить вывоз туристов с Гоа, компания успела за два предпраздничных дня оформить кредит на 200 тыс. долл. «Наши финансовые отношения с «Транссшоу», как и с другими партнерами, были только безналичные, все платежи мы всегда проводим через банк. Поэтому нам пошли навстречу и экстренно открыли кредитную линию, — говорит г-н Кузнецов. — Примерно половину полученных средств нам удалось покрыть продажей билетов на дополнительный рейс, остальное будем зарабатывать».

Еще одна чартерная программа, консолидатором которой выступала компания «Транссшоу», — на Марокко (Агадир) — будет реализовываться в запланированном ранее объеме, несмотря на связанные с этим определенные финансовые и организационные трудности. Так решили на общем собрании блочники этого рейса компании «Спейс Тревел», «Готур», «Фламинго», «Каскад», «Ванд Интернешнл» и «Коллаж». Консолидировать программу теперь будет «Спейс Тревел». Как оказалось, компания «Транссшоу» оплатила только рейс 30 апреля.

По неофициальной справке, которую RATA-news получило в юридической компании «Лойер», занимающейся урегулированием дел «Транссшоу», обанкротившаяся фирма задолжала партнерам 250 тыс. долл. за Гоа, 54 тыс. долл. за Марокко, 13 тыс. долл. за Тунис и примерно 8—9 млн руб. страховой компании. При этом офис фирмы был арендован, в кассе обнаружено 16 руб., на расчетном счету — 9 руб. Из техники остались два компьютера, которые, когда были новыми, стоили 22 тыс. руб. Как считают представители «Лойер», в этой ситуации инициировать трудоемкую процедуру официального банкротства бессмысленно, поэтому «Транссшоу» просто будет значиться в реестрах, подобно многим другим несуществующим фирмам.

Василий ПАЛЕНОВ

N°83

16 мая 2005

Время новостей

***