Руководители двух ведущих мировых автопроизводителей — General Motors Corp. и Toyota Motors Corp. — в минувшую субботу подписали соглашение об укреплении сотрудничества в разработке так называемых автомобилей-гибридов, способных одновременно работать на бензине и экологически чистом водородном топливе. Основное соглашение о сотрудничестве в этой области сроком на пять лет компании подписали еще в 1999 году. По его истечении было решено продлить инновационное партнерство еще на два года. Нынешний договор качественно отличается от двух предыдущих. По замыслу сторон он призван ускорить переход от обмена знаниями к их конкретному воплощению: как сообщают японские СМИ, лидеры мировой автоиндустрии собираются запустить совместное предприятие, специализирующееся на исследованиях в области топливных элементов. «Мы рассчитываем серьезно укрепить наше партнерство с GM в разработке технологий топливных элементов», — заявил глава Toyota Фуджио Чао в интервью японскому изданию Nihon Keizai.

Сейчас уже мало кто сомневается, что за работающими на экологически чистом топливе автомобилями стоит будущее индустрии. Многие специалисты уверены, что для GM развитие этого направления имеет принципиальное значение. В последнее время крупнейший на планете автомобильный концерн переживает финансовый кризис: в апреле его руководство сообщило о гигантских убытках по итогам первого квартала 2005 года, составивших 1,1 млрд долл. Столь плачевные результаты — худшие за последние 13 лет — были объяснены стремительным ростом цен на топливо, спровоцировавшим падение популярности традиционно громоздких и мощных американских автомобилей. Не без помощи рейтинговых агентств квартальные результаты спровоцировали стремительное падение стоимости акций концерна. Неделю назад рейтинговое агентство Standard & Poor»s понизило свою оценку надежности долговых обязательств GM до уровня junk, или «мусорных облигаций». Такая оценка свидетельствует о высокой вероятности дефолта по облигациям. Впрочем, в GM уверяют, что свободных средств у компании достаточно, чтобы пережить трудные времена.

В сложившейся ситуации актуальность альтернативных топливных разработок становится необходимой, если руководство концерна собирается оставаться в числе лидеров глобального автопрома. Освоить технологии GM будет гораздо проще вместе с Toyota — одним из самых опытных исследователей в этом деле. Prius — первая машина-гибрид, запущенная в массовое производство, — сошла именно с конвейера Toyota.

По сравнению с GM бизнес Toyota процветает. В первом квартале компания получила прибыль в размере 2,8 млрд долл. Поэтому неудивительно, что до встречи глав компаний некоторые наблюдатели не исключали, что Toyota предложит финансовую помощь своему ближайшему конкуренту. Однако этого не произошло. В японской компании уже не первый год готовятся к получению титула крупнейшей в мире автомобильной державы, который сейчас принадлежит GM. Поэтому обременительное финансирование способно лишь отсрочить это событие, а партнерство — наилучшая альтернатива для развития бизнеса.

Денис УВАРОВ

N°83

16 мая 2005

Время новостей

*