От и до. Люди во времени. Всего 52 года. Галина Васильевна Старовойтова
17 мая 1946 года в Челябинске родилась Галина Васильевна Старовойтова – женщина, не только жизни которой, но и смерти суждено было стать важной вехой в новейшей истории России. >>>
Галина Васильевна происходила из типичной среды советских интеллигентов-технарей, и позитивное, конкретное мышление было свойственно ей, что называется, по рождению. Впрочем, начав свое образование в Ленинградском Военно-техническом институте, она при первой же возможности изменила точным наукам и, выдержав огромный конкурс, стала студенткой психологического факультета ЛГУ, который закончила с «красным дипломом», сразу же поступив в аспирантуру. Ее связь с Арменией, сыгравшей в ее жизни немалую роль, началась еще на рубеже 70-х – 80-х, когда Старовойтова в составе международных экспедиций работала в Нагорном Карабахе как этнопсихолог.
Когда началась «перестройка», и неразрешаемые национальные противоречия, порожденные существованием махины СССР и до поры до времени загнанные внутрь, вышли на поверхность, Старовойтова восприняла ситуацию не только как порядочный человек, но и как грамотный специалист, и определила свою позицию, на которой оставалась до самой гибели и которая в значительной степени эту гибель предопределила. То недолгое время – 1991-1992 годы – когда она выступала в роли Советника Президента РФ по вопросам межнациональных отношений, лишило ее идейных противников всяческих надежд на возможный, быть может, компромисс: Галина Васильевна, с последовательностью ученого, с упорством политика и с чисто женской настойчивостью проводила в жизнь установку, которая базировалась на наивном, но неопровержимом тезисе: «Все люди – братья». Все попытки сдвинуть ее с этой неудобной и досадной для многих позиции были тщетны.
Строго говоря, ее страшная судьба была предначертана уже тогда, в начале 90-х, и приближалась со скоростью встречного поезда, выстраиваясь, как надгробный склеп, из кирпичиков ее деятельности: выступления в Думе, участие во всевозможных международных конференциях, симпозиумах и дискуссиях – где она с отчетливой и безупречно логичной ясностью твердила все то же: никто не имеет права лишать ни один народ возможности самому определять собственную судьбу, и всякий народ важен и единственен на этой Земле. Естественно, такого рода речи вставали, как острая кость в горле, поборникам становления «Великой России», которая, по их представлениям, вполне может быть выстроенной на обломках судеб «маленьких народов».
К тому же у Галины Васильевны была непреодолимая привычка называть вещи своими именами, расставляя акценты без всякой оглядки на конъюнктуру и прочие «святые» вещи. Таким образом получалось, что после каждого ее публичного выступления число ненавистников Старовойтовой росло как снежный ком, приближая неизбежный финал. Если же учесть, что права человека и свобода личности были для нее совершенно реальными ценностями, а не жонглерскими цветными шариками, используемыми иными политиками как необходимый атрибут, не имеющий самостоятельного значения, то остается только удивляться, как ей позволили прожить на свете хотя бы эти пятьдесят два года.
Развязка наступила 20 ноября 1998 года. Перед этим Старовойтову долго «пасли», прослушивая телефон, отслеживая каждый ее шаг, в чем, строго говоря, не было никакой необходимости: у Галины Васильевны не было ни вооруженной охраны, ни бронированной машины, ни повадки остерегаться нападения – не было, собственно, ничего, кроме уверенности в своей правоте и наивного убеждения, что эту правоту следует доносить до общественного сознания – любой ценой. Осознавала ли она, что цена эта может стать ценой ее жизни? Неизвестно. Во всяком случае, угрожать ей начали задолго до ноябрьского дня, который по православному календарю был днем Святого Михаила-архангела, осенявшего знамена «черной сотни», и был выбран, разумеется, не случайно.
В подъезде своего дома, неловко подогнув руки, лежала женщина, несшая стране простые истины, призванные сделать эту страну лучше и чище, и не пригодившаяся этой стране ни на что, кроме того, чтобы быть беспощадно расстрелянной. Каждый, кто умеет видеть и слышать, имел возможность понять: эта смерть означает сигнал – окончательно проститься со всяческими иллюзиями.
Галина Васильевна Старовойтова похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.
Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ
В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН
В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА
N- 19/2005 16.05 — 22.05
***