В России эту дату — Международный день семьи — особо не отмечают. Может быть, потому, что у нас слишком много родителей не выполняет своих обязанностей по воспитанию детей? По итогам прошлого года на учете в органах внутренних дел состояло более 172 тысяч родителей, “отрицательно влияющих на детей”. Результат известен — масса беспризорников. Ежегодно 50 тысяч детей подаются в бега из дома, не выдержав родительской жестокости.

Подавляющее большинство бродяжек — так называемые социальные сироты: дети деградировавших мам и пап, которым они не нужны. Их держат без пригляду, бьют, насилуют, порой не кормят. Одна министерская чиновница рассказывала трогательную историю, как за двенадцатилетней беглянкой явилась в приют заботливая мамаша — с шубкой для дочки. Якобы прежде родительница без просыпу пьянствовала, подкладывала девочку под сожителей, а теперь решила “завязать” с пьянством, взяться за ум. Дочку ей отдали, но где гарантия, что мамаша не сорвется и опять не пустит девочку по рукам? Тем не менее во всех милицейских отчетах после облав на беспризорников значится как достижение цифра: сколько детей возвращено в семьи. А нужно ли им это?

Улица, которую от безысходности выбирают дети, если и дает путевку, то только в криминал. Поэтому все последние годы неуклонно растет подростковая преступность — прежде всего за счет детей из неблагополучных семей. Если в 1999 году малолетние преступники совершали 6,2 процента от всех зарегистрированных преступлений, то в 2004-м — уже 9,8 процента (более 154 тысяч правонарушений). Зачастую “подростковые” преступления шокируют цинизмом и бессмысленной жестокостью.

В Краснодарском крае 12-летний подросток похитил шестилетнюю соседку прямо со двора ее собственного дома. В ближайшей лесополосе изнасиловал ребенка, сорвал с девочки сережки, после чего задушил. Следствие установило, что еще задолго до трагедии подросток часто уходил из дома, бродяжничал. В общем, был предоставлен сам себе — мать-одиночка мало им интересовалась. Другой пример. В Санкт-Петербурге в составе банды, которая мошеннически завладевала квартирами стариков, а хозяев убивала, значился подросток. Когда убийц схватили, следователи попытались разобраться, что же толкнуло несовершеннолетнего к такой жизни. Оказалось, кроме этой банды, он никому не был нужен. Меньше всего матери, которая с младенчества спихнула его на руки престарелой бабушки.

По мнению заместителя Генерального прокурора РФ Сергея Фридинского, одна из причин нынешней ситуации с безнадзорными детьми — отсутствие жесткого законодательства, которое бы повысило ответственность родителей за воспитание детей.

Борьба с беспризорностью с подачи президента РФ Владимира Путина объявлена задачей государственной важности. Ведется она с 2003 года, но ощутимых результатов так и не принесла. По данным департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ, за это время удалось сократить число беспризорников всего на 40 тысяч человек — до 950 тысяч. Этот факт доказывает: без решения проблем семьи беспризорность не одолеть. Показателен в этом отношении опыт Америки. Беспризорников со всех Штатов собрали в один поезд и отправили через страну. Поезд останавливался на маленьких станциях, к нему подходили фермеры и просто забирали детей в свои семьи. Это было 100 лет назад. С тех пор в Штатах, по сути, нет “социальных сирот”. Американцы считают хорошим тоном усыновить детей из любой страны. Почему же мы до сих пор не можем устроить жизнь своих собственных?

«Труд» №85 (24767), 14.05.05

*