«Не виноватая я, он сам пришел! — летело с экрана в полутемный кинозал, и сердца мужчин разбивались и гибли «в огнедышащей лаве любви». За ее «халатиком с перламутровыми пуговицами» многие готовы были пойти на край света. Однако сердце Светланы Светличной, ставшей первым секс-символом бывшего СССР, всю жизнь принадлежало только одному мужчине. Завтра самая женственная актриса российского кинематографа отметит свой юбилей.

— Светлана Афанасьевна, правда, что не так давно перламутровая пуговица с вашего легендарного халатика была продана на аукционе за полторы тысячи долларов?

— Меня это тоже очень удивило. Никогда бы не подумала, что кто-то может заплатить за такую мелочь безумные деньги. Хотя сегодня есть люди, которым это по карману. Но если вы подумали, что я спекулирую своей популярностью и былой сексапильностью, то это ерунда. Аукцион был благотворительным, и вырученные деньги пошли в Фонд помощи актерам. Не секрет, что некоторые из них сегодня едва сводят концы с концами.

— А вам собственных денег сейчас хватает?

— Мне не так уж много надо от жизни. Когда еще был жив мой муж — актер Володя Ивашов, у нас, помню, был страх — как бы не остаться нищими. Нас тогда не снимали в кино, и Володя пошел работать на стройку. Я хотела податься в дворники, подметать Нескучный сад. Сегодня этот страх меня покинул: мне достаточно того, что у меня есть. Несколько яиц, ломоть черного хлеба, а если еще и пару ложек меда — это уже почти пир. Что касается одежды, то тут главное стиль. Он у меня есть, и я никогда не покупаю вещи, которые мне не идут. Я могу за копейки найти такую шляпку, что позавидуют модницы, которые ходят в дорогие бутики. Правда, недавно после съемок фильма «Богиня» на заработанный гонорар я купила себе в Китае очень стильную шубу — не дешевую. Но если бы у меня на тот момент не оказалось денег, я не стала бы хныкать и переживать по этому поводу. Гардероб — это не самое главное.

— В стране, где «секса нет», вы были первой женщиной, которая разделась перед камерой. Многие из востребованных сегодня молодых актрис получают за удовольствие видеть их в неглиже большие деньги. Не жалеете о том, что расцвет вашей женственности пришелся на годы застоя?

— Нисколько. В моей жизни было то, чего нет у нынешнего молодого поколения. И это — мое, я этим дорожу и берегу. Ну вот вы говорите — расцвет… А неизвестно — расцвет ведь может быть у одного человека в восемнадцать, а у другого — в восемьдесят лет. Мой танец в фильме «Бриллиантовая рука» был полной импровизацией. Оценивая сегодня этот экспромт, я почему-то думаю, что теперь станцевала бы гораздо лучше. Я согласна, что в наши дни деньги играют большую роль. А сколько при этом пошлости вокруг. Одни только разговоры о том, у кого бойфренд круче, чего стоят. Нет, я ни о чем не жалею, и мне есть, что вспомнить: как сердце екало и как от прикосновения руки любимого било током…

— Вам нравится свой возраст?

— Я отношусь к нему спокойно. Живу в своем времени и никуда не хочу возвращаться, потому что тогда пришлось бы отказаться от чего-то пережитого мной. Это было бы абсолютно неправильно. Сегодня я никому не завидую, ни на кого не сержусь, прощаю даже самых рьяных обидчиков. Любого плана. Поверьте, что это дает внутреннее ощущение молодости. И я не задумываюсь о возрасте, цифры не имеют для меня никакого значения. А что касается любви — так ей все возрасты покорны.

— Владимир Ивашов был вашей первой любовью?

— И первой, и последней — единственной. Мы прожили вместе около 30 лет, и я ни разу не пожалела о своем выборе. Володя был для меня всем: мужем, другом, учителем, любовником… Это счастье, что я вышла замуж именно за него и родила от него двух наших сыновей. Каждый раз, когда меня спрашивают об этом, я говорю, что я — самая счастливая женщина на свете, потому что я встретила Владимира Ивашова, а Владимир Ивашов встретил меня.

— Есть у вас свой идеал мужчины?

— Да, и это опять же Володя. Он был очень добродушным, порядочным, чистым, с чувством собственного достоинства. Всегда стройный и подтянутый — ни жиринки нигде. Любил поэзию, цветы, был замечательным отцом и прекрасным семьянином. Этого пре-дос-та-точ-но! А каким он был потрясающим актером! Знаменитым его сделала роль Алеши Скворцова из «Баллады о солдате». Наверное, не найдется у нас в стране человека, который хотя бы раз в жизни не посмотрел этот фильм. Володи нет уже десять лет, а любовь зрителей к нему с годами не кончается. Теперь я чувствую ее на себе, буквально купаюсь в ней. Я ценю это, стараюсь быть достойной памяти мужа и не делать даже случайных глупостей, чтобы никого не разочаровать. Недавно — вот об этом напишите обязательно — именем Владимира Ивашова была названа только что открытая малая планета, и в апреле в Московском Доме кино прошел вечер по этому поводу — зал был битком…

— Светлана Афанасьевна, после Ивашова у вас ведь был еще один брак — красивый, бурный, но очень короткий — с сорокалетним поэтом, бардом Сергеем Сокольским…

— Да, я влюбилась в него как сумасшедшая. Даже представить себе не могла, что еще способна на чувство такой нежности и силы. Сергей — человек обаятельный, талантливый, он, что называется, буквально вскружил мне голову. Посвящал мне замечательные стихи, сочинял песни. Это было похоже на прекрасный сон наяву. Но скоро я поняла, что мы с Сережей разные люди. Для того чтобы это осознать, понадобилось всего 25 дней. Именно столько длился наш официальный брак. Скажу честно: мне хотелось, чтобы мой избранник походил на Володю. Конечно, не внешне, а внутренне. И мне поначалу показалось, что они похожи. Но вот ошиблась… И все равно я сегодня ни о чем не жалею. Мне нужно было через это пройти. Видимо, чтобы отныне я могла жить одна. Как я могу и хочу. Из этого не следует, что мне уже никто и никогда не понравится. От этого не застрахован никто.

— Ваш роман был на виду у многих, и его сопровождали пересуды. Некоторым показалось, что сравнительно молодой человек с помощью известной актрисы, которая старше его почти на 20 лет, просто решил сделать себе имя…

— Знаете, я не чувствовала себя рядом с ним старше. По внутреннему самоощущению мы были практически ровесниками. И в циничной расчетливости я его тоже упрекнуть не могу. Думаю, и он был влюблен. Но вот в кого: в меня или в актрису Светлану Светличную?

— Друзья и родственники не упрекали вас в том, что вы изменили памяти Ивашова?

— Друзья отнеслись с пониманием, а мама сказала, что она за нас очень рада. Я советовалась и с младшим сыном Олегом, который заметил, что давно не видел меня такой счастливой. Старший сын Алеша тоже не был против.

— Сколько лет сейчас вашим сыновьям и чем они занимаются?

— Младшему чуть-чуть за 30, и он до сих пор в поиске: себя, профессии и т.д. Олег любит преподнести мне сюрприз, но я стараюсь не вмешиваться в его жизнь.

Старшего сына зовут Алексей в честь Алеши Скворцова.

Когда в роддоме сказали, что у меня мальчик, я сразу решила назвать его Алешей. Он стал врачом. Женился сразу же после армии, внучке Машеньке уже 20 лет. Она пошла по стопам отца, заканчивает сейчас Медицинскую академию в Твери и будет стоматологом.

— Как вам кажется, Светлана Афанасьевна, вы еще нравитесь мужчинам?

— Да, и в том числе совсем молодым ребятам, которые годятся мне в сыновья. Но я отношусь к этому снисходительно. Не хочу ошибиться еще раз. Я живу одна и сделала для себя вывод: если некому обнять — это не так уж и страшно.

— Наверное, независимо от мужского внимания, главное — нравиться себе самой?

— Я люблю своих близких, друзей, детей, свою профессию, свой дом. Обожаю вкусно готовить, шить, сажать цветы у себя во дворе. Правда, в последнее время этим занимается РЭУ… Я — нормальная российская женщина по имени Светлана Светличная. И мне самой Светличная нравится!

— А как вам удается так прекрасно выглядеть?

— Лучшее средство — это не злиться, не унывать, всех жалеть. Я с состраданием и любовью отношусь ко всякой Божьей твари, будь то жук, бездомная собака или блохастая кошка… Если им нужна помощь, я всегда подойду и постараюсь что-то сделать. Они это чувствуют и тянутся ко мне. То, что у человека внутри, всегда отражается на его лице. И, в первую очередь, мы то, что думаем и чувствуем. Мои коллеги младше меня — я знаю — порой выглядят значительно хуже.

— А какие-то женские секреты у вас есть?

— Я пользуюсь очень простыми методами для того, чтобы иметь свежий вид. В ход идут любые фрукты, овощи и молочные продукты. А чтобы сохранить фигуру, я уже в течение 20 лет держу свои 52 кг, каждое утро встаю на весы. Спортом сейчас не занимаюсь, зато делаю зарядку. А вот диет особенных не придерживаюсь.

— Все-таки какие-то ограничения в еде, наверное, у вас существуют?

— Конечно, профессия меня обязывает, но я в принципе ем очень мало. Мысль о бутерброде в восемь-девять утра мне глубоко противна. В лучшем случае в полдень брошу что-нибудь в клюв — и так до самого вечера. Но и вечером не стану есть все подряд, как бы это ни было вкусно. Потому что на лице любого человека обязательно отражается, что он ел. Стараюсь не смешивать белки и крахмалы. Если ем кашу или картошку — то, разумеется, без мяса. Если лакомлюсь рыбой, то уже не притрагиваюсь к колбасе. Люблю овощи и фрукты.

— Вы не снимались 10 лет, а теперь на экраны вышли сразу два фильма с вашим участием: «Богиня» Ренаты Литвиновой и «Дом на озере» режиссера из Казахстана…

— Я была в полном забвении, потому что из нормальных режиссеров меня давно никто не приглашал. Телесериалы, которые сейчас идут потоком, меня совершенно не интересует. Литвинова слелала предложение и утвердила меня буквально за 15 минут. Вот за это я Ренате очень благодарна. А если говорить о ее картине, то у меня был абсолютно другой взгляд на этот материал. Я в принципе не согласна с ее трактовкой, но она была хозяйкой бала… Поэтому — сделала, ну и сделала… Теперь буду ждать другой роли. Не думаю, что «Богиня» — это моя лебединая песня. Может быть, режиссер, у которого я снимусь, меня пока еще не знает. И я о нем не имею ни малейшего представления. Но мы обязательно встретимся. Другое дело, что на роль типа той, что сыграла в фильме «Бриллиантовая рука», я сегодня уже не соглашусь. Если уж сниматься, то в чем-то серьезном, стоящем и глубоком. Впрочем, если вдруг этого не случится — тоже не беда. Мне вполне достаточно того, что я в это верю.

— Что и кто, кроме работы, к которой вы вернулись, и ваших детей, поддерживает вас сегодня? Есть у вас друзья?

— Ой, у меня потрясающие друзья — разных возрастов и социальных положений. Дай Бог каждому иметь хотя бы одного такого друга, как у меня, их человек двадцать…

— А как и с кем вы собираетесь провести свой день рождения?

— Меня уже пригласили. Мои знакомые делают подарок, и я ни за что не буду платить. На праздничный вечер я могу позвать всех своих друзей не задумываясь. До двухсот человек. Но двести человек я не стану приглашать, а сто человек обязательно будет. Я сделаю прическу, приведу себя в порядок и такая вся душистая и пушистая отправлюсь на встречу с ними. В моей жизни без Володи такое в первый раз.

«Трибуна» №83 (9989), 14.05.05

***